|
|
Медицинская энциклопедия |
Медицинский справочник |
|
|
|
|
Главная >> Медицинские статьи >> Педиатрия
МАМА & МАЛЫШ. Гимнастика и массаж. Часть 2.1. От 0 до 3 месяцев, доношенный ребенокКак мы уже договорились ранее, вторая часть статьи посвящена комплексам упражнений и массажа, которые мама сможет самостоятельно выполнить дома в основном с профилактической целью или если педиатр или другой специалист будет рекомендовать проводить такие занятия самостоятельно. Сразу хочу предостеречь от возможных ошибок - если у ребенка есть показания для проведения занятий с лечебной целью, то следует обязательно обратиться к специалисту. Обязательно необходимо чтоб занятия хорошо воспринимались ребенком (см. Часть1) и у него был контакт со взрослым, который проводит процедуры, у малыша обязательно должно быть хорошее настроение. Для маленького ребенка с неврологическим статусом особенно важно проводить такие занятия в хорошем расположении духа и проводить их должен только специалист. Техническое выполнение приемов массажа я описывать не буду - детский массаж требует особых навыков и по Вашей просьбе их Вам сможет показать массажист в поликлинике или патронажная сестра, которые должны владеть этими навыками. Так же описание всех приемов Вы сможете найти в специализированной литературе по детскому массажу широко представленной на книжном рынке. Массаж первого года жизни включает основные приемы: - поглаживание
- растирание
- разминание
- вибрация
Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале применяют щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания конечностей), а так же разминание. Поглаживание выполняется в начале любого сеанса массажа и проводиться в целях подготовки массируемой области к другим элементам и приемам массажа. Поглаживание активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов. Поглаживание успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц, помогает снять боль. При поглаживании живота следует избегать давления на область печени. При поглаживании спины прием выполняется вдоль позвоночника, сам позвоночный столб массировать нельзя. Растирание способствует расслаблению мышц, улучшению кровообращения и питания тканей. Кроме того, растирание воздействует успокаивающе на нервную систему ребенка. Оно оказывает положительное влияние не только на кожу и подкожные ткани, но и на мышцы, связки и сухожилия. Разминание успокаивает нервную систему, активизирует крово- и лимфообращение, положительно действует на суставы, связки и сухожилия, а так же на мышцы, причем не только на поверхностные, но и на расположенные достаточно глубоко. Благотворно действует разминание и на дыхательную систему. Вибрация оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка, улучшает обмен веществ в организме и обладает легким обезболивающим эффектом. В массаже детей первого года жизни следует применять лишь такие приемы вибрации как потряхивание и встряхивание, а с 3-4 месяцев можно применять так же легкое поколачивание пальцами. Чтобы ребенок был здоровым, кроме массажа, с ним необходимо каждый день заниматься гимнастическими упражнениями. Уже в первые месяцы жизни он рефлекторно выполняет отбельные виды физических упражнений. По мере роста и развития ребенка массаж спины и живота рекомендуется сочетать с несложными физическими упражнениями. Для каждого малыша следует выбрать свой индивидуальный комплекс упражнений, который будет соответствовать состоянию его здоровья. Чтобы правильно подобрать ребенку упражнения, надо проконсультироваться у врача. Основные принципы построения комплекса упражнений, которые должна знать мама: - Комплекс упражнений должен быть составлен так, чтобы в него входили упражнения для всех групп мышц, среди которых важное место следует отводить общеукрепляющим упражнениям.
- Комплекс упражнений необходимо сформировать по принципу от простого к сложному.
- Постепенно надо увеличивать физические нагрузки за счет повторений одного и того же упражнения. Если в первые дни занятий ребенок должен повторять каждое упражнение 2-3 раза, то через несколько дней с ним можно сделать и 4-5 упражнений.
- О времени длительности занятий следует проконсультироваться у врача. Постепенно время занятий можно увеличивать.
- В процессе гимнастики малыш не должен переутомляться. Все упражнения должны приносить малышу радость.
Гимнастические упражнения и массаж детей от 1,5 до 3 месяцев. С первого дня жизни и до 2 месяцев ребенок очень много спит. Его сон может продолжаться до 22 часов в сутки. Поэтому, чтобы организм ребенка развивался правильно, во время его бодрствования следует делать ему массаж и самые простые гимнастические упражнения. Когда ребенку исполняется 1 месяц, он впервые начинает реагировать на голос матери. В этом возрасте ребенок очень слаб. Он не умеет держать головку, руки и ноги почти не разгибаются, судорожно прижаты к телу. Руки, как правило, сжаты в кулаки. Однако в 2 месяца он уже ровно держит головку, а его реакция распространяется не только на голос матери, но и на другие звуки и предметы. Если с ним кто-нибудь начинает разговаривать, то он отвечает улыбкой, двигает руками, ногами и т.д. Эти положительные эмоции очень полезны для нервной системы ребенка. Чтобы его ручки и ножки как можно больше двигались, родители должны чаще обращаться к малышу и разговаривать с ним ласковым голосом. В 3 месяца малыш уже самостоятельно переворачивается на бок или даже на живот. При этом все движения ребенка рефлекторные или бессознательные. Дети от первого дня рождения до 4 месяцев подвержены гипертонусу сгибателей рук и ног. При появлении этого симптома нужно постараться расслабить сгибательные мышцы массажем, основным приемом которого является поглаживание. Все упражнения, связанные со сгибанием и разгибанием конечностей, ребенок должен выполнять с помощью взрослых. Выполнять все упражнения следует мягко, без усилий и при отсутствии сопротивления мышц ребенка. Эти упражнения должны непременно нравиться ребенку, вызывать у него радость и не причинять боли. Чтобы не нарушать двигательную активность ребенка его не рекомендуется туго пеленать. Не реже 1 раза в день ребенку следует проводить теплые ванны. С самого рождения рекомендуется прививать ребенку первые навыки плавания (малыши обычно обожают это занятие, если его не испугали предыдущие встречи с водой). Гимнастические упражнения, сочетающиеся с массажем, должны проводиться не более 15 минут в день. В том случае, если ребенок по какой-либо причине противиться выполнению того или иного упражнения, от него следует отказаться или же выбрать такие, которые будут приносить ребенку положительные эмоции. Во время проведения процедур нужно постоянно ласково разговаривать с ребенком; тогда упражнения будут приносить ему радость и желание заниматься гимнастикой снова и снова. Примерный комплекс упражнений: - Массаж ног.
И.п. - лежа на спине. Ноги направлены к массажисту. Для проведения процедуры необходимо взять в одну руку ногу ребенка, а другой рукой делать мягкие плавные поглаживания сначала задней, а затем боковой поверхности ноги. Данную процедуру следует выполнять по направлению от стопы к бедру, не дотрагиваясь до коленной чашечки. Её нужно повторить 7 раз на правой и на левой ногах. Кроме плоскостного поглаживания, во время массажа ног рекомендуется использовать прием обхватывающего поглаживания. Его следует проводить в том же положении, что и обыкновенное поглаживание. Для проведения процедуры нужно взять в руку ногу ребенка, большим пальцем руки поглаживать боковую поверхность ноги, а другими пальцами - заднюю поверхность ноги. Процедуру следует повторить по 5 раз на левой и на правой ногах. 2.Массаж стоп. И.п. - лежа на спине. Для выполнения процедуры необходимо поддерживать ногу ребенка в области голени левой рукой. Чтобы создать для стоп опору, следует подложить на ее тыльную часть 2 пальца правой руки. Массаж нужно делать при помощи круговых движений большого пальца правой руки т.о., чтобы он описывал восьмерку. 3.Рефлекторное сгибание и разгибание стоп. Для выполнения процедуры следует левой рукой поддерживать ногу ребенка, а большим пальцем правой руки слегка нажать на стопу у основания пальцев. В этом случае ребенок должен рефлекторно сгибать стопу. Очень часто у новорожденных большой палец вытянут вверх и находиться в постоянном напряжении. Чтобы снять это напряжение, необходимо слегка надавливать на основание большого пальца, при этом он будет сгибаться. После этого следует провести большим пальцем по внешнему краю стопы по направлению от мизинца к пятке и слабо нажимать на подошву. В этом положении ребенок будет рефлекторно разгибать пальцы ног. Упражнения по сгибанию и разгибанию стопы следует повторить по 5 раз. 4.Рефлекторное упражнение "ходьба". И.п. - стоя на ногах. Для выполнения процедуры необходимо взять ребенка под мышки и повернуть спиной к себе. Это упражнение нужно проводить на столе или на любой твердой поверхности. Малыш должен опустить ножку и дотронуться пяткой до стола. При прикосновении с твердой поверхностью он начинает перебирать ногами, как при ходьбе. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок опирался то на одну, то на другую ногу. Как правило, данная процедура очень нравиться малышам и они выполняют ее с радостью. Чтобы при ее проведении ребенок не получил травму, необходимо, чтобы он наступал на твердую поверхность всей ступней, а не кончиками пальцев. Во время процедуры он должен постоянно находиться на весу. Кроме того, категорически запрещается сильно сдавливать грудную клетку ребенка, т.к. его кости очень мягкие и их легко повредить. 5.Массаж рук. И.п. - лежа на спине. Ребенок лежит ногами к массажисту. Движение должно проводиться от кисти к плечу. Для начала процедуры взять в руку ладонь ребенка, вложить в нее большой палец и, придерживая, осторожно сжать ее в кулачок. Другой рукой мягкими и плавными движениями поглаживать попеременно внутреннюю и внешнюю часть руки. Данную процедуру повторить по 7 раз на правой и на левой руке. Этот же вид массажа можно делать методом обхватывающего поглаживания. При этом следует массировать руку ребенка сразу с двух сторон, причем большой палец должен находиться на внутренней стороне руки, а остальные - на внешней. 6.Встряхивание рук. И.п. - лежа на спине. Данная процедура способствует расслаблению мышц ребенка. Для выполнения упражнения следует зажать в кулачке ребенка свой большой палец, другими пальцами легко сжав его руку. На обоих руках одновременно. После этого нужно плавно отвести его руки в стороны и слегка встряхнуть. Если у ребенка есть гипертонус мышц, то он выполняет это упражнение неохотно. Следует отказаться от этого упражнения и проводить поглаживание рук ребенка. 7.Массаж спины. И.п. - лежа на животе. Голова ребенка должна быть слегка приподнята, а руки под грудью. Это упражнение способствует укреплению мышц спины и формированию правильной осанки ребенка, активизации циркуляции и укреплению мышц спины. Ни в коем случае не должен затрагиваться позвоночник ребенка(!). Проводить поглаживания по направлению от ягодиц к голове нужно тыльной стороной кисти, а затем ладонной поверхностью кисти вести руки от головы к ягодицам. Для достижения лучшего результата упражнение следует проводить 5 раз. В первые месяцы жизни ребенок, лежа на животе ощущает неудобство, поэтому при проведении процедуры одной рукой его следует придерживать за ноги левой рукой - между большим и указательным пальцами левой руки фиксируется правая нога на уровне чуть выше голеностопного сустава, а правая нога ребенка - между указательным и средним. Массаж выполняется правой рукой. Через некоторое время можно будет перейти на массирование двумя руками. 8. Разгибание позвоночника И.п. - лежа на боку. Данное упражнение рассчитано на безусловный рефлекс ребенка, связанный с раздражением мышц спины, в результате которого происходит работа мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Процедура способствует укреплению мышц спины. Её рекомендуется сделать 2-3 раза в день. Для ее проведения следует большим и указательным пальцем проводить по спине ребенка вдоль позвоночника (справа и слева от позвоночного столба соответственно), а свободной рукой придерживать его ноги. При этом ребенок рефлекторно будет сгибать и разгибать позвоночник. Упражнение нужно повторить по 3 раза на правом и левом боку. 9.Выкладывание на живот. И.п. - лежа на животе. Данное упражнение способствует укреплению мышц спины и шеи. Поэтому его следует проводит 2-3 раза в день. При его проведении необходимо учитывать безусловный рефлекс ребенка, связанный со способностью изменять положение головы, лежа на животе. Для выполнения процедуры нужно положить ребенка на живот так, чтобы голова была приподнята вверх. При этом его ноги должны быть разведены в стороны, а руки - опираться на предплечья. Упражнение следует проводить в течение 8 секунд. Если у ребенка нет никаких серьезных заболеваний, то постепенно время проведения процедуры можно увеличить до 15 секунд. 10.Массаж живота. И.п. - лежа на спине. Данную процедуру следует проводить в сочетании с другими видами массажа, а так же отдельно от других упражнений. Она способствует не только развитию мускулатуры живота, но и улучшению работы кишечника, помогает при запорах и метеоризме. Для проведения процедуры необходимо поглаживать живот ребенка плавными круговыми движениями по часовой стрелке. Во время массирования запрещается затрагивать половые органы ребенка и область правого подреберья. Процедуру нужно повторять 5 раз. После выполнения круговых движений можно перейти ко встречному поглаживанию живота. Эту процедуру следует проводить с помощью двух рук. Для ее проведения нужно делать плавные встречные движения руками т.о., чтобы тыльная сторона пальцев левой руки была внизу правой половины живота, а ладонь правой руки - в верхней части левой половины живота. Руки должны попеременно двигаться вверх и вниз. По окончании встречного поглаживания живота следует начать поглаживать косые мышцы живота ребенка. Руки должны находиться по бокам немного ниже поясницы. Для выполнения этой процедуры нужно плавно передвигать руки навстречу друг другу. В конце упражнения пальцы массажиста должны соединиться чуть выше талии ребенка. Процедуру следует повторить 7 раз. В конце приема необходимо снова вернуться к круговым поглаживаниям живота. 11.Упражнение, укрепляющее мышцы живота. При выполнении этого упражнения и.п. ребенка остается таким же, как и при предыдущих приемах массажа живота. руки массажиста располагаются под спиной ребенка вверх ладонями, при этом большие пальцы находятся у него подмышками, а остальные пальцы поддерживают голову. Ребенка нужно располагать так, чтобы его ступни упирались в живот массирующего. Затем нужно медленно поднять ребенка до вертикального (сидя) положения и так же плавно опустить. 12.Рефлекторное ползанье. И.п.- лежа на животе. Руки и ноги должны быть согнуты, а голова слегка приподнята. Упражнение основано на безусловном рефлексе. Проведение данной процедуры должно проводиться с особой осторожностью, т.к., делая резкие движения, ребенок может упасть с поверхности стола и получить травму. Для проведения процедуры следует развести колени таким образом, чтобы пятки ребенка соединились. Не выпуская ног ребенка, нужно подвести ладони под тыльную сторону ступней так, чтобы большими пальцами можно было одновременно провести по обеим пяткам. Во время процедуры ребенок должен пытаться разгибать ноги и делать попытки ползти вперед. В процессе выполнения упражнения не следует выпускать ножки ребенка. В противном случае он оттолкнет руки и не будет двигаться. Данное упражнение рекомендуется проводить 4 раза. 13.Массаж груди И.п. - лежа на спине. Упражнение способствует развитию мышц грудной клетки. Процедуру нужно начинать с поглаживаний, которые нужно делать подушечками правой и левой рук. Левая рука должна двигаться против часовой стрелки, правая - по часовой. Движение каждой руки повторить 5 раз. Следующий этап процедуры - вибрационный массаж грудной клетки. Для его выполнения нужно положить ладони на грудь ребенка т.о., чтобы большие пальцы были в центре грудной клетки, а остальные четыре - в области ребер. Процедура заключается в легком и ритмичном надавливании пальцев на грудь ребенка. Прием способствует развитию дыхательной системы ребенка. Все движения в комплексе должны выполняться очень нежно и мягко, не вызывая у ребенка неприятных или болевых ощущений Продолжение следует. Интересующие вопросы можно задать на форуме "вопросы семейному врачу", там же можно предложить темы, о которых Вы бы хотели получить информацию. 29.03.2005
|
|
Смотрите также: Гастро-эзофагеальная рефлюксная болезнь: клинические и фармакологические аспекты, Концепции «лиц» и его роль в информационно-энергетических взаимодействиях, Лечение атопического дерматита у детей, Поцелуйте даме ручку, Любимая мозоль Интересные факты:
Проблема незапланированного восстановления сознания у оперируемого больного во время анестезии Проблема незапланированного восстановления сознания (НВС) в ходе операции и анестезии в настоящее время рассматривается как достаточно актуальная и ей уделяется определенное внимание в современной клинической анестезиологии. В Таблице № 1 (см. приложение) приведена классификация форм осведомленности пациента во время анестезии. При проведении общей анестезии допустимыми формами осведомленности яв
| Вегетарианский образ жизни: быть или не быть? Вегетарианство существовало уже давно, ещё в древних и восточных культурах. Не потребляли мяса, например, Пифагор и древнеегипетские жрецы, принимающие участие в определенных мистических ритуалах. Европейцы открыли для себя вегетарианство в сороковые годы XIX века. Исторически достоверно, что в 1847 году в Британии появилось первое вегетарианское общество.
| Фармакотерапия мочекаменной болезни Н. Дзеранов, докт. мед. наук Руководитель Республиканского центра литотрипсии, зав. отделом мочекаменных болезней НИИ урологии Минздрава России
| Мама & малыш. Вирусы «Сейчас все больше находят доказательств, что биологические объекты не единственные представители материального мира, которые подошли бы под определение живого: живое обладает способностью управлять процессами материального, энергетического и информационного обмена с окружающей средой и, обычно, воспроизводить себе подобные или качественно отличающиеся объекты. Вирусы можно отнести к живым сущест
| Место коронарного стентирования в лечении ишемической болезни сердца Профессор А.Н. Самко, В.В. Буза, профессор Ю.А. Карпов РКНПК МЗ РФ, Москва Коронарное стентирование является одним из важных достижений в интервенционной кардиологии последних десятилетий. Сама концепция установки в просвете стенозированных при атеросклерозе артерий некоего подобия каркаса была предложена Charles Dotter около 40 лет назад. Однако первая имплантация корона
|
|
|
|