Статистика
 
Rambler's Top100

Медицинская энциклопедия
Медицинский справочник
Главная >> Медицинские статьи >> Педиатрия

Особенности пубертатного периода на современном этапе

Т.А. Романова
Пубертатный период является крайне важной – рубежной фазой развития человека, когда организм подвергается ряду изменений, способствующих наступлению его половой и физической зрелости. Пубертат, транзиторный период между детством и половой зрелостью, контролируется комплексом нейроэндокринных факторов, обеспечивающих ряд физических и психических изменений, приводящих к физической, психической и репродуктивной зрелости организма. От того, насколько полноценно у подростка протекает и насколько благополучно завершается пубертат, во многом зависит окончательное становление репродуктивных функций, фертильность и детородный прогноз, финальный рост и метаболический статус у взрослого поколения [9].
Сроки наступления пубертата, как и формы его протекания, зависят от пола ребенка, многочисленных генетических и внешних факторов – они чрезвычайно изменчивы и индивидуальны [3]. Считается доказанным, что пубертатный период относится к числу тех жизненных процессов, которые не связаны с хронологическим (календарным) возрастом индивидуума и целесообразность выделения этой возрастной группы обусловлена социальными и биологическими детерминантами подросткового возраста.
В силу особенностей функционирования многих органов и систем в пубертатном периоде у ребенка возможно развитие явлений, стоящих на границе между нормальными физиологическими вариациями и патологическим состоянием. Это большая группа физиологических отклонений, которые в той или иной форме могут касаться почти всех важнейших систем и органов. Физиологические отклонения большей частью связаны с конституциональными вариациями функций желез внутренней секреции и множеством устранимых экзогенных воздействий, лишь временно нарушающих гармоническое развитие созревающего организма. Эти физиологические отклонения, за немногими исключениями, постепенно сглаживаются и преодолеваются по окончании полового созревания.
Наблюдаемые в пубертатном периоде морфофункциональные изменения основных систем организма и перестройка регуляторных механизмов совпадают с новыми социальныминагрузками: последний этап школьного образования, профессиональное самоопределение и обучение, ранний труд, изменение образа жизни и поведения, интеграция во взрослое общество и т.д. Школа требует от ребенка умения подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму, формирование которого происходит в процессе обучения [6]. Усиленный рост, повышенная двигательная и нервно–психическая активность приводят к значительному напряжению в работе нервной системы (в особенности вегетативной нервной системы), эндокринных желез и обмена веществ. В результате этого физиологического для данного возраста напряжения и некоторых неблагоприятных внешних воздействий в пубертатном возрасте весьма часто наблюдается вегетативная дистония, лабильность психики и поведения.
Данные состояния характеризуются выраженной неустойчивостью и противоречивостью отдельных сторон нервно–психического склада, эмоциональной лабильностью – «пубертатная лабильность настроения», а также стремлением к самостоятельности, независимости с сомнениями и даже отрицанием прежних авторитетов и особенно негативистическим отношением к авторитету лиц из ближайшего окружения (семья, учителя и т.д.) – период «отрицания», «протеста против отцов», «стремления к самостоятельности» [10,11]. В настоящее время в пубертате произошли существенные изменения – значительно снизился возраст наступления пубертата. Возраст менархе в странах центральной Европы и в США в последние 100 лет снижается каждое десятилетие на 2–3 месяца. Особенно заметно это снижение в последние 50 лет, что связано со стабильностью социально–экономических условий, повышением качества жизни и общего здоровья популяции [2].
Изменения в социальной сфере, а также негативное экологическое влияние обусловили формирование двух полярных по признакам течения пубертации групп подростков. С одной стороны, это группа, имеющая более или менее выраженную тенденцию к раннему, активному пубертату и половой социализации и которая с каждым годом становится все меньше. Другой полюс составляют дети с ретардацией (задержкой) полового и психосексуального развития. Ускоренное и замедленное половое развитие наблюдалось и раньше, однако сегодня выросло число малодифференцированных конституциональных форм, не обусловленных конкретными органическими причинами. В целом число детей с нормально протекающим пубертатным развитием в популяции уменьшилось. Группу подростков с относительной ретардацией полового развития составляют дети из семей с формирующимся или устойчивым дефицитом питания. В пищевом рационе таких детей выявлена нехватка жирорастворимых витаминов и витаминов группы «В» [7].
Напряженный характер учебы, значительный объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для ребенка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессорное воздействие на развивающийся детский организм. Длительное пребывание детей в таких условиях способствует «закреплению» негативных сдвигов в физиологических реакциях организма, что формирует невротические расстройства с последующей их соматизацией и преобладанием в клинической картине висцеральных синдромов в виде нарушений деятельности сердца, желудка, кишечника и других органов. За последние годы возросло число детей с нарушениями психического здоровья и пограничными психическими состояниями, формирующими социальную недостаточность подростков. Более 70% учащихся системы общего и среднего образования испытывают трудности в усвоении базовой школьной программы. Отмечается режим роста дезадаптации подростков – девиантные формы поведения, связанные с минимальными мозговыми дисфункциями, с неврозами, характерологическими аномалиями личности, психопатоподобным состоянием. Среди подростков четверть имеет различные психические заболевания, частота которых растет каждые 10 лет на 10–15%. Лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, у 40–45% из них имеются хронические заболевания и у 45–50% – серьезные морфофункциональные отклонения, при этом у каждого второго школьника наблюдается сочетание нескольких хронических заболеваний с рядом функциональных нарушений, что существенно ослабляет организм [5].
Характерным для подростков нашего времени становится «трофологический синдром», характеризующийся дисгармоничным физическим развитием, снижением функциональных резервов, задержкой полового развития. В современной популяции школьниц увеличивается процент девушек, отстающих по биологическому возрасту от календарного. Так, среди 13–14–летних девочек их 32%, среди 15–16–летних – 25%, среди 17–18–летних – 22%. Это является неблагоприятным прогностическим признаком в плане дальнейшего ухудшения физического развития и репродуктивного здоровья детей. Об этом свидетельствует и сокращение в популяции числа девушек с ранним появлением менархе – до 12,5 лет, за последние 10 лет с 33 до 10% [1].
К моменту окончания школы до 75% девушекимеют хронические заболевания внутренних органов, у 23,6% старшеклассниц выявлено сочетание гинекологических заболеваний и экстрагенитальной патологии. У старшеклассниц в структуре гинекологических заболеваний преобладают нарушения менструального цикла (20–54%) с потерей трудоспособности по типу резко болезненных менструаций, сопровождаемых выраженными вегетативными реакциями, и маточных кровотечений. Среди девочек с дисменореей 70,5% больных составляют пациентки 15–17 лет. Не менее редкой патологией являются гипоменструальный синдром и аменорея (16–20%) в сочетании с гиперандрогенными проявлениями и метаболическими нарушениями. Частота воспалительных заболеваний половых органов у девочек увеличилась в 1,2 раза. Причем у сексуально активных девочек воспаление гениталий выявлено в 45,2% случаев, тогда как у их сверстниц, не имевших сексуального опыта – в 15,1%. Увеличилось число девочек абсолютного или относительного риска бесплодия [8]. Неуклонно возрастает инвалидность. Так, в 2001 году впервые в общее число детей–инвалидов вошли дети в возрасте до 18 лет. Общая численность детей–инвалидов достигла 617 096 (183,3 на 10 тыс. детей) [4]. Таким образом, в пубертатном периоде на современном этапе произошли существенные изменения, которые выражаются в следующем: – формирование двух полярных по признакам течения пубертации групп (группу, имеющую более или менее выраженную тенденцию к раннему, активному пубертату и половой социализации, и группу с ретардацией полового и психосексуального развития); – ухудшение состояния здоровья и рост инвалидности.
Литература
1. Баранов А.А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты. //Педиатрия. – № 3. – 1999. – С. 4–6.
2. Дедов И.И., Семичева Т.В., Петеркова В.А. Половое развитие детей: норма и патология. М. – 2002. – С. 50–66.
3. Доскин В.А., Келлер Х., Мураенко Н.М., Тонкова–Ямпольская Р.В. Морфо–функциональные константы детского организма. М.: Медицина. – 1997. – 287 с.
4. Корсунский А.А., Гаврилова Л.В., Ильин А.Г., и др. Служба охраны здоровья матери и ребенка в 2002 году. Москва. – 2002. – 83 с.
5. Положение молодежи в РФ: 1995 г.: Государственный доклад ГК РФ по делам молодежи правительству РФ. – М. – 1996. – 159 с.
6. Сердюковская Г.Н. Руководство для врачей. М.: Медицина. – 1983. – С. 14–40.
7. Тарусин Д.И., Румянцев А.Г., Гаврилова Л.В. и др. Охрана репродуктивного здоровья мальчиков и юношей–подростков. /Информационное письмо. М. –1999. – 49 с.
8. Уварова Е.В. Репродуктивное здоровье девочек подросткового возраста. /Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2003. – Т. 48. – № 5. С.8– 9.
9. Шилин Д.Е. Синдром изолированного пубархе у девочек . / Руко водство для эндокринологов. М. – 1999. – С. 1–19. 1 0 . Ducharme J.R. Normal puberty: clinical manifestation and their endocrine
Опубликовано с разрешения администрации  Русского Медицинского Журнала.

01.07.2005


Смотрите также:
Диетические нормативы для американцев в 2005 году,   И согреет, и полечит, и вернет красоту... "морская ванна".,   Кишечные неприятности,   Моделирование спаечного процесса брюшной полости,   Почему возникает простуда?
Интересные факты:
Применение современных макролидов в педиатрической практике
В. Г. Майданник Национальный медицинский университет им. А. А. Богомольца, г. Киев Международным союзом за рациональное использование антибиотиков (APUA) зарегистрировано 15 групп антибактериальных препаратов, которые включают 109 генерических наименований, имеющих более 600 торговых названий. Среди препаратов специфической направленности особое место занимают макролиды, являющиеся
Антибактериальная терапия хронического бронхита
Профессор Л.И. Дворецкий ММА имени И.М. Сеченова Вопрос о необходимости антибактериальной терапии больным с обострением хронического бронхита (ХБ) требует обоснования назначения антибиотика с учетом вероятности этиологической роли инфекционного фактора, возможности спонтанных ремиссий, а также риска негативных последствий при необоснованном назначении (развитие резистентн
Основные проблемы контрацепции у сексуально активных подростков
Профессор Е.В. Уварова Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН Любому здравомыслящему человеку ясно, что наилучшим методом предохранения от беременности у девочек–подростков является воздержание от сексуальных контактов. Однако действительность такова, что почти каждая десятая жительница России начинает сексуальную жизнь в возрасте до 14 лет, а средний возр
Для чего нужен скраб?
КРЕМ С МОРСКИМ ПЕСКОМ Скрабом называют косметическое средство, содержащее абразивные частички. Процедура обработки кожи скрабом - пилинг.
Стенозы сонных артерий и современные методы их лечения
Петр Иванов Введение Одной из наиболее важных проблем медицины является лечение нарушений мозгового кровообращения. Это обусловлено очень большой распространенностью цереброваскулярных заболеваний, в структуре которых ведущее место занимают нарушения кровообращения ишемического характера, обусловленные атеросклерозом. Смертность от ишемического инсульта во всех экономически разви
Medical Portal © 2007-2017
Особенности пубертатного периода на современном этапе