|
 |
Медицинская энциклопедия |
Медицинский справочник |
|
 |
 |
|
Главная >> Медицинские статьи >> Психиатрия
Хитрости хорошей памятиИрина Фоменко Издавна, люди придумывают способы запоминания и удержания в уме разнообразной информации, формулы, иностранные слова, рецепты блюд, телефоны и так далее. Естественно у каждого свои приёмы, от завязыванья узелков на память, до создания сложнейших систем запоминания, которых, кроме их творца, никому понять не дано, но, в этой статье будет рассказано о самых эффективных из них.
Многие приёмы хорошей памяти базируются на способности человека к ассоциациям, то есть умением связывать то, что требуется запомнить, с тем, что уже известно. Существует три вида ассоциаций, по смежности, когда два явления стоят настолько близко во времени или пространстве, что воспоминание об одном неизменно вызывают образ другого, допустим, Винни-Пух обязательно соседствует с Пятачком, Чапаев с Петькой, а Маркса без Энгельса просто не бывает. Ассоциации по противоположности, возникают когда, к примеру, понятие, "зима" вызывает воспоминания не о холоде или снеге, а о лете. Ассоциации же по сходству могут быть самыми разными, визуальными, фонетическими, вкусовыми.
Фонетическую ассоциацию, к примеру, с успехом применяют при заучивании иностранных слов, и происходит сие следующим образом, к иностранному слову, которое ну никак не хочет быть запомненным, подбирается слово, или словосочетание, из родного языка, похожее по звучанию на непокору, затем надо придумать ситуацию, в которой бы обыгрывалось найденное слово, и чем фантастичнее она будет, чем лучше Вы её ощутите, тем скорее и надёжнее Вы запомните строптивую лексическую единицу. Пример? пожалуйста: английскому слову FISH - рыба созвучно русское слово ФИШКА. Составляем ситуацию: Рыбыиграли в ФИШки, а затем, поярче, представим её себе. Вообразим, какие это рыбы, может быть это караси или плотва, а быть может это, были щуки, у них проводился турнир на звание чемпиона озера, после которого, проигравшего должны были насадить на первый попавшейся рыбачий крючок. А фишки, представте, какого они были цвета, из чего сделаны, и так далее... Не думайте что это действо, поиск нужно слова, сочинение ситуации, её визуализация, займут много времени, минуты две, не больше, зато слово Вы запомните на всю жизнь, даже если никогда впоследствии им не воспользуетесь.
Одной из самых сильных считается ассоциация с запахом, едва уловив знакомый аромат, Вы тут же, непроизвольно, вспомните все обстоятельства, которые так или иначе с ним связаны. А если, заучивая что-либо, вдыхать аромат, предположим, лимона, кстати, его запах благотворно влияет на умственную деятельность, то перед экзаменом достаточно понюхать лимонную корочку, и всё вспомнится, практически само собой.
Порой информация напоминают матрёшку, один факт легко вынимается из другого, нужно только запомнить, что за чем идёт, и для того чтобы было совсем просто запоминать, а затем, воспроизводить, информацию, задавайте себе вопросы такого плана: что это было?, когда?, где?, почему?, кто главный герой?, что из этого следует?, какой результат? и тому подобные. Но зачастую информация похожа на рассыпанную детскую мозаику, элементы которой никак не хотят соединяться между собой. На помощь приходит мнемоника, в переводе с греческого "искусство запоминания", наиболее известен приём "метод мест", заключающийся в том, что ряд объектов, который нужно запомнить "привязывается" к хорошо знакомому ряду объектов. Например, Вам нужно, купить картошку, свеклу, лук, морковь, капусту, молоко, бананы, и Вы не очень уверены в том, что запомните весь список, то, следуя "методу мест" можно "привязать" ряд овощей к ряду предметов, что Вам хорошо известен, пусть это будет расстановка мебели в кабинете Вашего шефа. Что стоит в кабинете у входа? Стул с резными ножками? Поставим на него воображаемую сумку с картошкой. Далее? Телевизор? Прекрасно! На нём будет хорошо смотреться гроздь бананов. И так, двигаясь по кругу, "обставьте" овощами весь кабинет. Потом, на рынке, припомнив порядок знакомых предметов, Вы, без труда вспомните все названия нужных продуктов.
Легко запомнить ряд разрозненных слов, не имеющих между собой ничего общего, если связать эти слова в логическую цепь. Для примера ряд слов: слон, дом, канкан, офис, дирижабль. Выходит весьма экзотичная ситуация: слон на доме танцует канкан для сотрудников офиса, что расположен в дирижабле. Вы только представьте себе эту фантастичную мультяшку, а что будет, если её раскрасить и озвучить... Не запомнить такое, просто невозможно. Усваивая информацию, таким образом, Вы научитесь быстро запоминать, и дадите толчок к развитию своих творческих способностей. Но бывает, не творится, и ни какая ситуация, а тем более фантастическая в голову не приходит, ничего не остается, как составить слово из первых букв слов которые надо запомнить. Воспользуемся словами, что были приведены выше: слон, дом, канкан, офис, дирижабль, получится: сдкод. Безусловно, одно, даже непривычное, слово всегда легче запомнить, чем несколько, а помнить какое слово какая буква означает, поверьте, не составит большого труда.
Спору нет, рифмованные строки врезаются в память быстро и навсегда. Среди химиков бродят шедевры типа:
Алюминий, ферум, хром - Их валентность равна трём", "Химик запомни оду, лей кислоту в воду", кстати, именно этой оде многие из тех, кто занимается химией, обязаны здоровьем. А эта микропоэма не даст поварам забыть рецепт борща: Борщ по правилам готовь: Вслед за свеклою - морковь. Друг за другом строго в ряд - Лук, картофель и томат, А потом капусту, Чтобы было густо. Перец, соль, лаврушка - Вот и всё подружка.
Ирина Фоменко Psyterra - психология для каждого!
23.05.2003
|
|
Смотрите также: Узелки на щитовидке, Из "бабушкиного сундука", Жизнь без аппендикса, Узнайте о своем здоровье больше!, Жизненная сила Интересные факты:
Запоры у детей: причины и пути коррекции С.В. Бельмер, Т.В. Гасилина РГМУ Запоры встречаются среди пациентов всех возрастов – от младенчества до глубокой старости. Сталкиваются с этой проблемой в повседневной практике и педиатры. Причины запоров многообразны и не всегда очевидны. Условно запоры можно разделить на органические и функциональные. Первые связаны с органической патологией желудочно–кишечног
| Артериальная гипертензия - фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний Чл.-корр. РАМН, профессор В.И. Маколкин ММА имени И.М. Сеченова Как известно, эссенциальная артериальная гипертензия (гипертоническая болезнь) ассоциируется со сложной картиной структурных изменений сердечно–сосудистой системы, что выражается в развитии гипертрофии левого желудочка и изменении его формы (ремоделирование), утолщении стенок крупных и мышечных артерий, ремод
| Пол ребенка Какие нюансы следует учитывать, если вы хотите родить только мальчика или только девочку? Рассказывает кандидат медицинских наук, врач-репродуктолог, ассистент
| Антагонисты кальция - эффективность и безопасность применения у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями С. Ю. Марцевич Доктор медицинских наук, профессор, ГНИЦ профилактической медицины МЗ РФ, Москва
| Современные методы исследования желудочной секреции А. В. Яковенко Кандидат медицинских наук, РГМУ, Москва В связи с уточнением механизмов желудочной секреции и появлением методов, позволяющих длительно и непрерывно регистрировать рН в пищеводе, желудке и двенадцатиперстной кишке, возникла необходимость их внедрения в работу медицинских учреждений России.
|
|
|
|