Статистика
 
Rambler's Top100

Медицинская энциклопедия
Медицинский справочник
Главная >> Медицинские статьи >> Психиатрия

Как настроиться на творческую работу?

Владимир Иванов
Творческий застой может возникнуть по нескольким причинам: это и различные отвлечения, и длительное отсутствие результатов или обратной связи, и стресс. Называют это по-разному: творческий кризис или застой, пустота, страх чистого листа или просто лень. Одним словом, возникает какой-то психологический барьер.

Как же достичь такого состояния, которое можно называть по-разному, но суть одна: творческий подъём, заряд энергии, полёт мысли, вулкан идей, всплеск фантазии, просветление в мозгу, неограниченность мышления, прорыв сознания, кураж, предчувствие успеха, мощный импульс, фантастический настрой, эйфория, интуиция, озарение - инсайт, креативность и т.д. Заметим, что понятий, символизирующих успешность, гораздо больше, чем неуспешность.

Понятен подход в тренингах для достижения успеха в коммуникативной сфере: управлении, бизнесе, рекламе. Это занятия в малых группах, ролевые игры и провокации, мозговые штурмы и т.д. Здесь практикуются методы психологии взаимодействия и влияния, что способствует приобретению навыков общения и уверенности в себе, необходимых для работы в коллективах.

А что можно предложить для развития индивидуального творчества, например, относительно кропотливой работы по написанию текстов?

Часто бывает так, что уже есть идея, замысел, наброски, но нет желания довести их "до ума", разрабатывать дальше: подробнее изучить литературу, определиться с основными понятиями и терминологией (что особенно важно для научных работ), а самое главное - написать текст, пригодный для публикации или служебных нужд. Это тормозное состояние, невозможность написать даже вразумительную фразу на заданную тему, этот внутренний барьер и стоит на страже самого себя от той рутины, которая неизбежна при серьёзной работе. Организм защищается от "ненужной работы". Можно начать заставлять себя или внушать, используя какие-нибудь словесные формулы. Но "твёрд орешек знаний". Не так проста эта проблема, чтобы сразу и легко поддаться. Прямые и бесхитростные приёмы (у каждого могут быть свои) не всегда приводят к положительному результату. Нужно искать окольные пути.

Метод: "Творческий настрой - Неторопливое письмо или каллиграфия".

Для начала нужно попробовать написать что-нибудь аккуратным, чётким почерком по теме запланированной работы. Начать можно с простых фраз. Если внутреннее сопротивление этому начинанию остаётся сильным, то можно отвлечься от смыслового содержания и сосредоточиться только на правильном, красивом написании отдельных букв или слов. Через какое-то время это дело покажется приятным и даже увлекательным. Далее можно таким же неторопливым, каллиграфическим (или просто размеренным) почерком записывать важные по теме мысли, интересные цитаты из просмотренной литературы, делать краткие конспекты. Незаметно, как бы, сами собой, начнут появляться идеи по содержанию работы. Возникнет желание написать и сам текст.

Механизм действия метода прост. Организм сопротивляется пережитым ранее негативным эмоциям, неприятным состояниям: суетливости, торопливости, цейтноту. Когда вы не успевали что-то сделать, быстро записать много информации (например, на лекциях), в короткий срок сделать письменную работу и т.п. Всё это неосознанно отложилось в памяти, но своеобразным способом - в виде символа запрета. Проблема сфокусировалась (смещение восприятия) на процессе письма, как символе неприятных переживаний. То есть, когда появляются признаки (ассоциации) предстоящей работы, возникает сопротивление письму и работе по подготовке и написанию текста, что и проявляется нежеланием что-либо делать вообще. Уверенное написание текста от руки означает, что вы преодолели отрицательное восприятие проблемы (инверсия эмоций). Это сигнал для организма, что опасаться больше нечего и можно продолжать работу. Те же ассоциации с процессом письма теперь уже несут положительный заряд. Слишком много этим приходится заниматься, начиная со школьного возраста, и, практически, постоянно. Письмо - это важная составляющая деятельности головного мозга и всего организма. Одним словом, если станет приятным процесс письма от руки, то привлекательной будет и писательская работа в целом. Мотивация нивелирует все связанные с этим трудности. Когда психологический барьер будет преодолён, можно начать печатать тексты и на клавиатуре.

Одним словом, известно, что любое дело успешнее продвигается, если процесс работы приносит удовольствие. А практические методы достижения этого могут быть разные.

Источник: psy.tom.ru
12.12.2006


Смотрите также:
Активные формы кислорода, антиоксиданты и профилактика заболеваний сердца,   Толщина стенок корней после препарирования каналов,   Адаптация к питанию, прикорм, атопический дерматит и дисбактериоз,   Анализ неблагоприятных исходов у беременных с осложнениями беременности и родов на фоне экстрагенитальной патологии различной этиологии,   Нарушение липидного обмена и атеросклероз: актуальность проблемы и диагностика
Интересные факты:
Перипапиллярная географическая хориопатия
Профессор Е.И. Устинова, профессор Ю.С. Астахов, И.Г. Голец Кафедра глазных болезней СПб ГМУ им. акад. И.П. Павлова, Республиканский туберкулезный санаторий “Выборг-3”
Эпилептический статус
В.А. Карлов Кафедра неврологии и нейрохирургии ММСИ Эпилептический статус (ЭС) определяется как состояние, при котором эпилептические припадки столь часты и/или продолжительны, что формируется стабильно и качественно иное эпилептическое состояние. При ЭС каждый последующий припадок возникает раньше, чем больной полностью вышел из предыдущего приступа, т. е. у него остаются выраже
Нарушение осанки
У новорожденных позвоночный столб имеет форму пологой дуги. На 3-4мес. младенец удерживает головку и откидывает ее назад, появляется выпуклость в шейном отделе - кифоз. В 10-11 мес. с началом стояния и ходьбы образуется выпуклость кпереди в поясничном отделе – поясничный лордоз, позже легкое искривление сзади в грудном отделе (физиологические изгибы позвоночника).
Объемное знание – 1. Введение
Нечмирёв Андрей Борисович “Я поверил, чтобы понять” (Блаженный Августин) Сначала определимся в значении некоторых терминов, которыми будем пользоваться:
турецкое седло: этиология, патогенез, нейроэндокринные и зрительные нарушения
Л.Н. Самсонова, А.В. Свирин "Empty" turkish saddle: etiology, pathogenesis, neuroendocrinous and visual infringements
Medical Portal © 2007-2017
Как настроиться на творческую работу?