|
|
Медицинская энциклопедия |
Медицинский справочник |
|
|
|
|
Главная >> Медицинские статьи >> Психиатрия
Психолог в спортеКаждый спортсмен и его тренер знают, чего стоит успех в спорте, каким трудом и какими лишениями он достигается. Часто спортсмен и его тренер недооценивают значение собственного настроения, своих эмоций и своих умственных привычек в спорте и жизни в целом. Из лучших побуждений тренер требует от спортсмена: если больно – терпи, если не хочется и устал – все равно тренируйся, закаляй волю, не хватает сил – прими препарат. Подобный подход к самосовершенствованию на сегодня не редкость. Воспитание спортсмена проходит путем тренировки воли, а воля тренируется, по мнению, как тренеров, так и самих спортсменов путем лишений, преодоления себя, своих чувств и желаний, другими словами путем насилия над самим собой. Зададимся вопросом – оправданы ли эти лишения, какие последствия мы имеем в действительности? Чтобы совершенствоваться, надо тренироваться. Чтобы тренироваться, надо преодолевать боль, усталость, страх, неудачи. А чтобы их преодолеть, тоже надо тренироваться. Круг замыкается. В действительности совершенствование возможно тогда, когда оно приятно и доставляет удовольствие. Если этого удовольствия нет, то подготовка спортсмена происходит через усилия, направленные на преодоление неприятных переживаний, мешающих совершенствованию его мастерства. При этом внутреннее напряжение, вызванное этими неприятными переживаниями, сохраняется, и каждое последующее насилие над собой требует всё больше усилий, чем предыдущее. Разрешить это противоречие можно обратившись к психологу, который решал бы проблемы психологической подготовки спортсмена, не прибегая к тренировке его воли путём насилия, преодоления и лишений. Ведь в действительности воля заключается в желании что-либо совершать, и её проявления не требуют усилий. Таким образом, чтобы тренировать волю, воспитывать характер и развивать личные способности каждого спортсмена необходимо решить некоторые проблемы. Личные эмоциональные проблемы спортсменов и тренеров в первую очередь, задачи самосовершенствования во вторую. Потому, что, не устранив, эмоциональные проблемы совершенствование практически невозможно, т.к. спортсмен совершенствоваться не будет, а если и будет, то через силу. Это неэффективно и бессмысленно, ведь принуждение вызывает в человеке защиту от насилия над собой, а воспринимается это как лень. Спортсменам же лениться нельзя, поэтому-то напряжение, связанное с преодолением своих неприятных переживаний, с необходимостью преодолевать самого себя, закрепляется в работе организма, и развиваются так называемые профессиональные заболевания. А болезнь для спортсмена – потеря формы, что в свою очередь сказывается на результатах и достижениях этого спортсмена. Улучшить качество подготовки спортсменов возможно через эмоциональную устойчивость спортсмена, через обучение его навыкам саморегуляции, с одной стороны. Через умение правильно ставить перед собой задачу, быстро обучаться и совершенствоваться, легко исправлять ошибки при меньших физических и психических нагрузках, через умение обходиться без травм и получать только удовольствие как от тренировок, так и от состязаний, с другой стороны. Вот здесь возникает вопрос: как это сделать? Возможно ли так построить тренировочный процесс, чтобы обходиться без травм, эмоциональных срывов, без необходимости переучиваться и, вообще, без принуждения и изнурительных нагрузок, не теряя при этом качества подготовки спортсмена? Да, безусловно. Решить эту задачу возможно с помощью уже существующих методов психологической поддержки: метода саногенного мышления и метода итеративной реабилитации. Указанные психологические методы разработаны на базе знаний по физиологии высшей нервной деятельности, они существуют и практикуются не один год. Их эффективность не вызывает сомнений, но спортсмены, почему-то не спешат воспользоваться ими. Применение работ академика Орлова Ю.М. в области психологии поведения, позволит облегчить процесс подготовки спортсменов, сделать его более эффективным, путём снижения эмоционального напряжения и формирования правильного образа мышления и правильных умственных привычек у спортсменов. Указанные разработки принципиально отличаются от всех прочих методов психологической поддержки тем, что они вырабатывают в человеке устойчивый навык решения внутренних проблем, достижения поставленных целей и самосовершенствования. Применение этих методов не ставит ни спортсменов, ни их тренеров в личную зависимость от специалиста, и решает проблемы гораздо быстрее по времени в сравнении с другими методами. Кроме того, эти методы позволяют за короткий срок устранять неприятные состояния и ошибки в исполнении инструментальных действий (т.е. работы скелетной мускулатуры) путем угашения этих эмоциональных реакций и технических навыков. Таким образом, представляется необходимым обратить внимание на эти методы, чтобы предотвратить последствия срывов, в результате ошибок спортсмена в управлении своим поведением, в том числе эмоциональным, которые могут быть печальными как для здоровья, так и жизни спортсмена в целом, не говоря уже о его личных достижениях в спорте. АНО <<Институт Поведения>> 04.08.2005
|
|
Смотрите также: Нарушения функций почек у новорожденных при двух вариантах сепсиса и пневмонии, Комбинация навельбина и доксорубицина в химиотерапии первой линии распространенного рака молочной железы, Олигосахариды - пребиотики в детском питании. По материалам зарубежной печати, Избавление от прыщей, Боли в области печени и почек Интересные факты:
Кардиалгический синдром при сердечно- сосудистых заболеваниях различного генеза. Клинические, психопатологические, терапевтические аспекты К.м.н. Т.В. Довженко НИИ психиатрии МЗ РФ, Москва Д.м.н. Е.Ю. Майчук ММСУ имени Н.А. Семашко
| Дергайте за ниточки. Как управлять другими? Почему опытный продавец, не зная даже имен своих покупателей, одному скажет: "Это только для вас, ведь вы наш почетный клиент!" (комплекс чувства превосходства), а другому намекнет: "Наверное, такая модель вам не по карману…" (читай: слабо?!) – и оба немедленно достанут кошельки? Потому что разным психотипам нужно по-разному щекотать ахиллесовы пятки...
| Планирование реконструктивно-восстановительных операций в челюстно-лицевой области с использованием современных методов лучевой диагностики, компьютерных технологий и телемедицины И.Н. Матрос-Таранец, Д.К. Калиновский, СБ. Алексеев, Т.Н. Хахелева Донецкий государственный медицинский университет им. М.Горького, Донецк, Украина
| Аспирационная пневмония К.м.н. С.Н. Авдеев НИИ пульмонологии МЗ РФ Современные классификации, в зависимости от условий возникновения заболевания, подразделяют пневмонии на две большие группы: внебольничные и нозокомиальные (госпитальные) пневмонии [1]. Такой подход обоснован различными причинными факторами пневмоний и различными подходами к выбору антибактериальной терапии. Кроме того, принято отдел
| Кальций, витамин Д и его метаболиты в лечении остеопороза, связанного с длительным применением глюкокортикоидов Дж.Д. Ринг Медицинская клиника Университета Cologne, Германия Введение В настоящее время существует достаточно много препаратов, способных уменьшить отрицательное влияние глюкокортикоидов (ГК) на костную систему, в то же время менее 10% больных, принимающих ГК, получают адекватное лечение по поводу остеопороза. Врач, назначающий ГК на длительный период, должен определить стра
|
|
|
|