Статистика
 
Rambler's Top100

Медицинская энциклопедия
Медицинский справочник
Главная >> Медицинские статьи >> Психиатрия

Психолог в спорте

Каждый спортсмен и его тренер знают, чего стоит успех в спорте, каким трудом и какими лишениями он достигается. Часто спортсмен и его тренер недооценивают значение собственного настроения, своих эмоций и своих умственных привычек в спорте и жизни в целом. Из лучших побуждений тренер требует от спортсмена: если больно – терпи, если не хочется и устал – все равно тренируйся, закаляй волю, не хватает сил – прими препарат. Подобный подход к самосовершенствованию на сегодня не редкость. Воспитание спортсмена проходит путем тренировки воли, а воля тренируется, по мнению, как тренеров, так и самих спортсменов путем лишений, преодоления себя, своих чувств и желаний, другими словами путем насилия над самим собой. Зададимся вопросом – оправданы ли эти лишения, какие последствия мы имеем в действительности?
Чтобы совершенствоваться, надо тренироваться. Чтобы тренироваться, надо преодолевать боль, усталость, страх, неудачи. А чтобы их преодолеть, тоже надо тренироваться. Круг замыкается.
В действительности совершенствование возможно тогда, когда оно приятно и доставляет удовольствие. Если этого удовольствия нет, то подготовка спортсмена происходит через усилия, направленные на преодоление неприятных переживаний, мешающих совершенствованию его мастерства. При этом внутреннее напряжение, вызванное этими неприятными переживаниями, сохраняется, и каждое последующее насилие над собой требует всё больше усилий, чем предыдущее.
Разрешить это противоречие можно обратившись к психологу, который решал бы проблемы психологической подготовки спортсмена, не прибегая к тренировке его воли путём насилия, преодоления и лишений. Ведь в действительности воля заключается в желании что-либо совершать, и её проявления не требуют усилий. Таким образом, чтобы тренировать волю, воспитывать характер и развивать личные способности каждого спортсмена необходимо решить некоторые проблемы.
Личные эмоциональные проблемы спортсменов и тренеров в первую очередь, задачи самосовершенствования во вторую. Потому, что, не устранив, эмоциональные проблемы совершенствование практически невозможно, т.к. спортсмен совершенствоваться не будет, а если и будет, то через силу. Это неэффективно и бессмысленно, ведь принуждение вызывает в человеке защиту от насилия над собой, а воспринимается это как лень. Спортсменам же лениться нельзя, поэтому-то напряжение, связанное с преодолением своих неприятных переживаний, с необходимостью преодолевать самого себя, закрепляется в работе организма, и развиваются так называемые профессиональные заболевания. А болезнь для спортсмена – потеря формы, что в свою очередь сказывается на результатах и достижениях этого спортсмена.
Улучшить качество подготовки спортсменов возможно через эмоциональную устойчивость спортсмена, через обучение его навыкам саморегуляции, с одной стороны. Через умение правильно ставить перед собой задачу, быстро обучаться и совершенствоваться, легко исправлять ошибки при меньших физических и психических нагрузках, через умение обходиться без травм и получать только удовольствие как от тренировок, так и от состязаний, с другой стороны.
Вот здесь возникает вопрос: как это сделать? Возможно ли так построить тренировочный процесс, чтобы обходиться без травм, эмоциональных срывов, без необходимости переучиваться и, вообще, без принуждения и изнурительных нагрузок, не теряя при этом качества подготовки спортсмена?
Да, безусловно. Решить эту задачу возможно с помощью уже существующих методов психологической поддержки: метода саногенного мышления и метода итеративной реабилитации. Указанные психологические методы разработаны на базе знаний по физиологии высшей нервной деятельности, они существуют и практикуются не один год. Их эффективность не вызывает сомнений, но спортсмены, почему-то не спешат воспользоваться ими.
Применение работ академика Орлова Ю.М. в области психологии поведения, позволит облегчить процесс подготовки спортсменов, сделать его более эффективным, путём снижения эмоционального напряжения и формирования правильного образа мышления и правильных умственных привычек у спортсменов.
Указанные разработки принципиально отличаются от всех прочих методов психологической поддержки тем, что они вырабатывают в человеке устойчивый навык решения внутренних проблем, достижения поставленных целей и самосовершенствования. Применение этих методов не ставит ни спортсменов, ни их тренеров в личную зависимость от специалиста, и решает проблемы гораздо быстрее по времени в сравнении с другими методами. Кроме того, эти методы позволяют за короткий срок устранять неприятные состояния и ошибки в исполнении инструментальных действий (т.е. работы скелетной мускулатуры) путем угашения этих эмоциональных реакций и технических навыков.
Таким образом, представляется необходимым обратить внимание на эти методы, чтобы предотвратить последствия срывов, в результате ошибок спортсмена в управлении своим поведением, в том числе эмоциональным, которые могут быть печальными как для здоровья, так и жизни спортсмена в целом, не говоря уже о его личных достижениях в спорте.
АНО <<Институт Поведения>>
04.08.2005


Смотрите также:
Нарушения функций почек у новорожденных при двух вариантах сепсиса и пневмонии,   Комбинация навельбина и доксорубицина в химиотерапии первой линии распространенного рака молочной железы,   Олигосахариды - пребиотики в детском питании. По материалам зарубежной печати,   Избавление от прыщей,   Боли в области печени и почек
Интересные факты:
Кардиалгический синдром при сердечно- сосудистых заболеваниях различного генеза. Клинические, психопатологические, терапевтические аспекты
К.м.н. Т.В. Довженко НИИ психиатрии МЗ РФ, Москва Д.м.н. Е.Ю. Майчук ММСУ имени Н.А. Семашко
Дергайте за ниточки. Как управлять другими?
Почему опытный продавец, не зная даже имен своих покупателей, одному скажет: "Это только для вас, ведь вы наш почетный клиент!" (комплекс чувства превосходства), а другому намекнет: "Наверное, такая модель вам не по карману…" (читай: слабо?!) – и оба немедленно достанут кошельки? Потому что разным психотипам нужно по-разному щекотать ахиллесовы пятки...
Планирование реконструктивно-восстановительных операций в челюстно-лицевой области с использованием современных методов лучевой диагностики, компьютерных технологий и телемедицины
И.Н. Матрос-Таранец, Д.К. Калиновский, СБ. Алексеев, Т.Н. Хахелева Донецкий государственный медицинский университет им. М.Горького, Донецк, Украина
Аспирационная пневмония
К.м.н. С.Н. Авдеев НИИ пульмонологии МЗ РФ Современные классификации, в зависимости от условий возникновения заболевания, подразделяют пневмонии на две большие группы: внебольничные и нозокомиальные (госпитальные) пневмонии [1]. Такой подход обоснован различными причинными факторами пневмоний и различными подходами к выбору антибактериальной терапии. Кроме того, принято отдел
Кальций, витамин Д и его метаболиты в лечении остеопороза, связанного с длительным применением глюкокортикоидов
Дж.Д. Ринг Медицинская клиника Университета Cologne, Германия Введение В настоящее время существует достаточно много препаратов, способных уменьшить отрицательное влияние глюкокортикоидов (ГК) на костную систему, в то же время менее 10% больных, принимающих ГК, получают адекватное лечение по поводу остеопороза. Врач, назначающий ГК на длительный период, должен определить стра
Medical Portal © 2007-2017
Психолог в спорте