Статистика
 
Rambler's Top100

Медицинская энциклопедия
Медицинский справочник
Главная >> Медицинские статьи >> Судебная медицина

Анализ организации судебно – медицинской экспертизы при тяжелом ДТП с иностранными гражданами

Вил.Доков♦, И.Стоянов♠, В.Доков*, Ст.Чуров♠
♦ Кафедра судебной медицины и деонтологии, Медицинский университет Варна, Болгария. ♠ Отделение судебной медицины, Многопрофильная больница активного лечения г.Руссе, Болгария. * Кафедра общей и клинической патологии Медицинский университет Варна, Болгария.

Введение
В мировом масштабе дорожно транспортные происшествия являются причиной смерти в 2,1%. Примечательно что, среди травматически причин смерти ДТП занимают 22,8%, а военные действия всего 3,4% [4]
К сожалению тяжелые дорожно транспортные происшествия не столь редки. Если у судебных медиков есть и опыт в организации проведения судебно медицинской экспертизы, то тяжелые ДТП с участием иностранных граждан требует создать особую организацию учитывающею некоторые особенности.

Цель

Целью нашей работы на примере организации судебно – медицинской экспертизы при тяжелом ДТП с иностранными гражданами, выявить некоторые специфические вопросы с учетом международного характера инцидента и описать наш опыт в решении этого не легкого практического проблема.

Материал и методы

Материалом для исследования послужили дневниковые записки судмедэкспертов, судебно – медицинские документы погибших и раненых, материалы до судебного и судебного расследования дорожно транспортного происшествия. Данные обработаны методами альтернативного и вариационного статистического анализа.

Результаты и обсуждение

Автобус международной регулярной линии следовавший по маршруту Турция –Болгария – Румыния 07.04.1993 года потерпел крушение при тангенциальном ударе движущейся в противоположном направление грузовой машине с прицепом. Инцидент произошел на мосту через реку Янтра поблизости города Бяла, Руссенской области.В результате удара автобус упал с 15 метровой высоты в реку. Погибло 28 человек и было ранено 12 человек граждан 3 стран (Табл.1). Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) данный инцидент относится к III группе, а согласно исследованиям [1, 3] к антропогенным катастрофам малого размера.

Таблица 1. Распределение пострадавших по странам.

Убитые Раненые Всего
Страна n % ± n % ± n % ±
Румыния 24 85.71 14.00 10 83.33 23.10 34 85 12.00
Молдова 3 10.71 34.99 1 8.33 54.16 4 10 29.4
Турция 1 3.75 37.23 1 8.33 54.16 2 5 30.20
Всего 28 100 12 100 40 100



В результате своевременной реакции сил Гражданской обороны и полиции вскоре после происшествия раненые били доставлены в больницы (Табл.2)

Таблица 2. Распределение раненых по больницам области.

Больница n % ±
Руссе 5 41.67 43.21
Полски Тръмбеш 2 16.66 51.64
Бяла 5 41.67 43.21
Всего 12 100


и распределены в соответствующие профилированные отделения (Табл.3).Анализ травматических повреждений показал,что причиной смерти погибших у 17(60,71 ± 23.21%) является утопление, в 7(25±32.07%) случаях – грудная травма и у 4(14,28±34.28%) сочетанная травма [2].
Таблица 3. Распределение жертв ДТП по профилям отделений.

Отделение Убитые Раненые Всего
n % ± n % ± n % ±
Судебная медицина 28 100 - 0 0 - 28 70 16.97
Хирургические 0 0 - 7 58.33 36.52 7 17.5 52.66
Нейрохирургические 0 0 - 2 16.66 51.64 2 5 30.20
Ортопедические 0 0 - 2 16.66 51.64 2 5 30.20
Реанимационные 0 0 - 1 8.33 54.16 1 2.5 30.60
Всего 28 100 12 100 40 100

Работа судебных врачей началась непосредственно после аварии осмотром места происшествия и участием в транспорте погибших в судебно-медицинское отделение областной больнице в г. Руссе. На этом этапе в мероприятиях участвовали 2 судебных врача из областного центра. (Табл.5). В результате правильной оценки судмедэкспертов из областного центра и органов следствия учитывающей объем, сложность и специфический характер работы были вызваны подкрепления из Медицинского университета в Варне включающие одного судмедэксперта и одного патологоанатома – оба асистенты на одноименных кафедрах [1]. В результате этого решения сформировалась группа в составе 3 судмедэкспертов и 1 патологоанатома продолжившею начатую работу.
Уже на второй день после ДТП было произведено вскрытие 7 трупов, а один был полностью идентифицирован и транспортирован на родину. (Табл.5). На 3-ий, 4-ый и 5-ый день были проведены 21 вскрытий и идентификаций и закончилась подготовка к транспорту тел в Румынию.
Состояние трупов было удовлетворительным и не вызывало проблем с идентификацией. Тем не менее у 4 (14.28±34.28) погибших были установлены характерные идентификационные признаки (Табл.4).
Таблица 4. Распределение количества характерных идентификационных признаков (n) среди погибших (№).

Идентификационные признаки № n
Протез правого глаза 1 1
Характерные татуировки 2 1
Состояние после гистеректомии 3,4 2


Необходимо отметить, что качеству и скорости работы способствовали органы полиции ограничивший доступ в судебно-медицинское отделение родни жертв и журналистов.

Таблица 5 - а. График работы по дням.

День Транспортировка трупов по маршруту Количество трупов Осмотр места происшествия Вскрытия, консервация, элементы идентификации Идентификация
07.04.1993 Бяла - Руссе 28 2 - -
08.04.1993 Руссе - Турция 1 - 7 1
09.04.1993 - - - 7 -
10.04.1993 - - - 13 -
11.04.1993 Руссе - Румыния 27 - 1 27

Ограничение доступа ни в коем случае не нарушало права граждан на информацию. Начиная с 2 дня после аварии судмедэксперты ежедневно с 21 по 22 часов участвовали в пресконференциях специально организованых для представителей средств массовой информации.
Для близких погибших приехавших в Руссе было отведено специальное помещение где они вместе с одним судебным врачом подтверждали идентичность погибших.
На 5-ый день, после окончании работы тела погибших были транспортированы на Румынскую территорию где была организована вторичная идентификация с участием большего количества близких и родни жертв.
Таблица 5 - б. График работы по дням.(продолжение)

День Прэссконференции Оформление документов перед румынскими и болгарскими властями Написание экспертиз Потверждение идентификации.
07.04.1993 - - - -
08.04.1993 21 – 22 ч. 7(25± 32.07%) 7(25± 32.07%) 1 (3,75± 37.23%) трупа 1 судмедэкспертом, полицейскими органами и родней жертвы
09.04.1993 21 – 22 ч. 7(25± 32.07%) 7(25± 32.07%) -
10.04.1993 21 – 22 ч. 13 (46,42±27.11%) 13 (46,42±27.11%) -
11.04.1993 - 1 (3,75±37.23%) 1
(3,75± 37.23%) 27 (96,42±7.00% ) трупа в Румынии с участием 2 судмедэкспертов, родней жертв и румынскими властями

Не на последнем месте надо коротко охарактеризовать роль Бюро по репатриации трупов иностранных граждан*.Сотрудничество с ним ускорило цикл работ за от осмотра места происшествия до транспортировки трупов.Бюро осуществило контакт с эго заграничными партнерами, подготовило документы погибших вместе с представителями посольств, болгарскими властями, осуществило доставку транспортных гробов, произвело консервацию трупов, оформило таможенные документы и в конечном счете осуществило перевозку жертв через государственные границы по место-назначению.

Выводы

Среди жертв тяжелого ДНП самое большое  24 (85.71%) количество было среди румынских граждан. Среди раненых так же преобладали(83.33%) граждане Румынии.

Самая большая нагрузка среди специализированных больничных отделений пришлась на судебно-медицинское (70%) и хирургическое (17.5%) отделение.

У 4 (14.28±34.28) погибших были установлены характерные идентификационные признаки.
Мы выявили некоторые особенности организации работы:
• Вторичная идентификация с участием большего количества близких и родни жертв.
• Положительная роль Бюро по репатриации трупов иностранных граждан*.
* Название изменено

Литература

1. Алевизопулос Г. – Масови бедствия – съдебно медицински аспекти. . В: Организация на огледа при масови бедствия, медицинска помощ и експертизи.73 – 82. Ст.Загора, 1994 год.

2. Доков Вил., И.Стоянов, В.Доков, Ст.Чуров - Анализ травматических повреждений при тяжелом ДТП с иностранными гражданами, 2007; http://www.medlinks.rurticle.php?sid=28856
3. Попзахариева В. – Бедствени ситуации и проблеми на медицинското осигуряване. В: Организация на огледа при масови бедствия, медицинска помощ и експертизи.5 -13. Ст.Загора, 1994 год.

4. D.Mahan et al – Road traffic inury prevention trading manual. WHO; 2006

05.04.2007


Смотрите также:
Диагностика наиболее распространенных заболеваний век,   Обследование больных дорсалгиями (обзор),   Острые лейкозы у детей,   Диагностика и лечение повреждений связок голеностопного сустава у спортсменов,   Информационно-диагностическая модель осложненного рака ободочной кишки в зависимости от локализации
Интересные факты:
Применение трамадола гидрохлорида при неонкологической боли
Д.м.н. Л.П. Ананьева ГУ Институт ревматологии РАМН, Москва При лечении больных, основной жалобой которых является боль, определение терапевтической тактики зависит от нескольких факторов. Первоочередное значение имеют природа боли (онкологическая или неонкологическая), ее интенсивность, фактор продолжительности (острая или хроническая), состояние пациента и его индивидуальные
Предварительная деривация мочи при обструктивных уропатиях у детей
В. П. Майоров Кандидат медицинских наук, ДКБ № 38, Москва При лечении больных с обструктивными уропатиями трудно переоценить значение адекватного дренирования мочевых путей.
Классификация комплексных гомеопатических препаратов
В. Г. Кукес, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, М. С. Томкевич, кандидат медицинских наук, Н. А. Королева, кандидат медицинских наук, О. Г. Яновский, кандидат медицинских наук
Транзиторное нарушение мозгового кровообращения и нетяжелые инсульты: главное — профилактика
Линдсей Доу Бакалавр медицины, бакалавр наук, член Королевской коллегии врачей, доктор медицины, Бристольский университет и трест здравоохранения, Френчхэй
Причины тазовых болей
(Выписка из методических рекомендаций Американского Колледжа Акушерства и Гинекологии № 233 за май 1996 год.)
Medical Portal © 2007-2017
Анализ организации судебно – медицинской экспертизы при тяжелом ДТП с иностранными гражданами