|
|
Медицинская энциклопедия |
Медицинский справочник |
|
|
|
|
Главная >> Медицинские статьи >> Педиатрия
Нарушения и коррекция когнитивных функций школьниковМаслова О.И. Докт. мед. наук, проф., руководитель отделения психоневрологии НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН. Многие заболевания, как острые, так и хронические, различные по этиологии и патогенезу, протекают у детей с транзиторным или стойким нарушением познавательной (когнитивной) сферы. Возрастает удельный вес детей с различными неврологическими нарушениями (синдромы гиперактивности и дефицита внимания, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, астеноневротический и цереброастенический синдромы вследствие черепно-мозговых травм или интоксикаций, эпилепсии и др.). Дисфункция психоневрологического развития отмечается у 30—56% здоровых школьников. В последние годы возрастает число детей, имеющих сложности при обучении в школе. О клинических проявлениях и коррекции когнитивных функций у детей школьного возраста рассказывает руководитель отделения психоневрологии НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН, докт. мед. наук, проф. Ольга Ивановна МАСЛОВА. Неврологический диагноз является многоуровневым по симптомам и синдромам заболевания, учитывает генез (врожденный или приобретенный), текущий или резидуальный характер патологии, состояние нервно-психического развития, нарушения в двигательно-рефлекторной и чувствительной сферах, координацию и др.; прогноз (курабельное состояние или нет), степень возможной компенсации или инвалидизации. При комплексной реабилитации любых нарушенных сфер жизнедеятельности детей дошкольного и школьного возраста основные усилия всех специалистов направлены на коррекцию интеллектуально-мнестического дефицита, нарушающего общение и обучение детей. Не только своевременная диагностика когнитивных нарушений, но и оценка уровня компенсаторных (потенциальных) возможностей, адекватная медико-психологическая помощь в значительной мере снижают степень психоэмоционального дискомфорта, повышают социальные возможности ребенка в плане обучения, психологического контакта. С учетом вышеизложенного мы считаем, что в настоящее время можно говорить о новом направлении в детской неврологии – когнитивной неврологии. Современные диагностические и лечебно-восстановительные возможности позволяют уже в первые годы жизни ребенка проводить достаточно адекватную медицинскую реабилитацию для максимально самостоятельного развития ребенка в обществе. Психосоциальное развитие ребенка, адаптируясь через параметры высших психических функций, имеет ряд характеристик — когнитивных (познавательных) и аффективных (эмотивных, поведенческих). Основными когнитивными структурами, составляющими интеллект, являются различные функции, социально значимые для любого возраста, — восприятие, память, внимание, сенсомоторная деятельность, аналитико-синтетические процессы. Необходимо помнить как о генетической детерминации когнитивных функций, так и их наработке в процессе роста и развития ребенка на базе восприятия, навыка и многих других факторов, составляющих интеллект. Негативными моментами могут являться и эндогенные, и экзогенные факторы (последствия перинатальных повреждений ЦНС, социальная депривация). В настоящее время появилась возможность количественного определения когнитивных функций детей школьного возраста с использованием тестовых компьютерных систем, в режиме заинтересованной игры, с возможностью объективной оценки многих составляющих интеллектуально-мнестической сферы детей. Выявлены особенности психофизиологических функций у школьников, свидетельствующие о нарушениях нейродинамических процессов на фоне многих неблагоприятных факторов роста и развития как больных, так и здоровых детей — с органическим либо функциональным поражением нервной системы. Хочется обратить внимание родителей, учителей и, конечно, врачей на то, что познавательные процессы имеют восходящее динамическое возрастное развитие в благоприятных условиях и различную степень их дефицита при повреждающих ситуациях. К последним можно отнести и нейропсихологические нагрузки в школе в конце каждой четверти (особенно третьей) и в конце учебного года. Работоспособность снижается по астеническому типу, замедляется темп и подвижность психических процессов, повышается утомляемость, снижается мотивация к познавательной деятельности, ухудшается произвольное внимание, что, несомненно, ухудшает показатели основных когнитивных функций: восприятия, внимания, памяти. Психофизиологические особенности детей школьного возраста на фоне астении в весенний период в сочетании с высокими нагрузками в школе характеризуются нарушениями нейродинамических процессов и высших форм регуляции, что приводит к нарушению восприятия предъявляемого материала, многочисленным соматоформным жалобам (головная боль, нарушение засыпания и сна, вегетативная лабильность), неусидчивости, что, в свою очередь, затрудняет усвоение школьных знаний. В последнее время отмечается слишком широкое диагностическое трактование синдрома когнитивного дефицита, определяемого ранее как минимальная церебральная мозговая дисфункция, а с расширением нейропсихологических знаний — как синдром дефицита внимания, с (без) гиперактивностью, причем последний симптом чаще отмечается у мальчиков. Мы считаем возможным говорить о первичной (врожденной) форме этого состояния и вторичной (дефицитарной), обусловленной дисфункцией корково-подкорковых взаимосвязей мозга растущего организма. К основным симптомам дефицита внимания относятся: неспособность удерживать внимание на деталях, небрежность, легкомыслие, ошибки в школьных заданиях, выполняемой работе; затрудненное сохранение внимания при выполнении заданий. В ряде случаев создается впечатление, что ребенок не слышит и не слушает обращенную к нему речь. При явной способности понять задание ребенок часто не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций для его выполнения, а также не может до конца справиться с подготовкой к урокам, домашней работой и т.д. Он испытывает сложности в самостоятельной работе над заданиями; уходит от трудностей в выполнении заданий, которые требуют длительного умственного напряжения. Ребенок часто теряет вещи, необходимые в школе и дома, забывчив, легко отвлекаем. Симптомы, дополняющие когнитивный дефицит, касаются гиперактивности и импульсивности. Отмечается двигательное беспокойство: ребенок, сидя на стуле, вертится, часто встает с места, бесцельно двигательно активен, не может сидеть тихо, болтлив, находится в постоянном движении. Импульсивность усугубляет сложности адаптации и компенсации в обществе: дети мешают другим, пристают к окружающим, не имеют чувства дистанции, часто отвечают на недослушанный вопрос. Мотивация к обучению снижается. Исследование познавательной деятельности детей школьного возраста, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью, выявило дисгармоничное нарушение когнитивных функций с преимущественной недостаточностью внимания, сенсомоторной деятельности и восприятия. Наиболее нарушены: устойчивость, концентрация и распределение внимания; латентный период и скорость простых и сложных сенсомоторных реакций; критическая частота слияния мельканий, а также перцепторная сторона зрительного восприятия. Определение степени нарушения имеет большое значение для выбора лечебно-коррекционных программ с обязательным проведением нейрометаболической терапии. По параметрам симптомов дефицита внимания с (без) гиперактивностью были проанализированы дети с головными болями, минимальной церебральной дисфункцией, эпилепсией (с купированными и некупированными судорогами), пограничными нарушениями интеллекта при наследственно-дегенеративных заболеваниях нервной системы, рассеянным склерозом. Был проведен анализ ряда препаратов ноотропного действия с целью оценки эффективности их воздействия на различные параметры когнитивных функций. С помощью тестовых компьютерных систем выявлено, что на процессы памяти благоприятно воздействуют Пикамилон, Пантогам, Танакан; качество внимания повышается при приеме Пантогама, Семакса; при нарушениях восприятия эффективны Пантогам, Кавинтон, Биотредин; нарушения поведенческо-эмоциональной сферы купируются приемом Глицина, Фенибута; речевые расстройства корригируются приемом Пантогама и Аминалона. Статья опубликована в журналеФармацевтический вестник
27.05.2004
|
|
Смотрите также: Роль препарата Докси-хем® (добезилат кальция) в лечении диабетической ретинопатии, Аллергический ринит, Диагноз: наркомания, Лечение бесплодия, Комплексный регионарный болевой синдром как вариант хронической нейропатической боли Интересные факты:
Банки Банки оказывают рассасывающее, болеутоляющее, противовоспалительное действие. Применять рекоменду-ется только на неповрежденную кожу.
| Изменения глазного дна при гипертонической болезни Акад. РАМН, проф. А.П. Нестеров Российский государственный медицинский университет Changes of the eye fundus in arterial hypertension
| Пигментные пятна Как известно, пигментные пятна на коже красоты не добавляют. В чемпричина их появления и как от них избавиться, рассказывает сотрудникИнститута пластической хирургии и косметологии МЗ РФ, кандидатмедицинских наук Зинаида Игнатьевна Сидоркина.
| Как избавиться от запаха Народ изнывает от жары, а прилавки магазинов пестрят всевозможными дезодорантами. Их много, а нужен один: чтобы не раздражал и не сушил кожу, не пачкал одежду, а главное - избавил от запаха.
| Плюс орехи - минус шоколад В США примерно 30% детей считаются гиперактивными. Мы своих живчиков не пересчитывали. Но то, что они есть и их много, скажет любой воспитатель детского сада или учитель. Что делать с этими вечно орущими, бегущими и хватающими все подряд? Наказывать? Лечить? "Правильно кормить!" – отвечает наука. Все больше исследователей получают результаты, подтверждающие давнюю истину: пища и ее качество,
|
|
|
|