Статистика
 
Rambler's Top100

Медицинская энциклопедия
Медицинский справочник
Главная >> Медицинские статьи >> Педиатрия

Не хочу учиться?..

Вместо полной свободы движений его ждет серьезное ограничение – сидение часами в вынужденной позе. Прибавьте к этому напряженную умственную работу, когда ребенок должен довольно длительное время концентрировать внимание, напрягать память для успешного выполнения школьной программы. Кроме того, меняется и режим питания. Неслучайно у большинства детей именно в возрасте 7–17 лет возникают те или иные отклонения в состоянии здоровья. По данным медицинской статистики, чаше всего страдает опорно-двигательный аппарат (нарушения осанки, сколиотическая болезнь), орган зрения (близорукость), желудочно-кишечный тракт (гастриты, дискинезия желчно-выводящих путей), нервная система (неврозы).
Для профилактики заболеваний и умственного переутомления помогает правильный распорядок дня с чередованием умственного и физического труда. Умственное переутомление ведет к неврозам, которые все чаще наблюдаются у учащихся, а также усталости глаз, приводящей к близорукости. При соблюдении режима дня появляются условия для формирования правильной осанки у детей младшего и среднего школьного возраста и сохранения этой осанки у старшеклассников.
Если понаблюдать за поведением ребенка, когда он выполняет домашние задания, то можно заметить, как трудно ему сосредоточиться, как часто он поднимает голову от книги или тетради, отвлекается на разговоры с окружающими. Такое поведение детей младшего школьного возраста закономерно – оно обусловлено особенностями нервной системы.
Когда ребенок читает или считает, в клетках коры головного мозга возникает возбуждение, т.е. они работают более интенсивно. У детей семилетнего возраста клетки коры головного мозга не могут долгое время находиться в состоянии усиленной работы. Процесс возбуждения очень скоро вызывает истощение нервных клеток, и развивается другой процесс, называемый торможением, которое предохраняет нервные клетки от дальнейшего напряжения. В это время ребенок не может сосредоточить свое внимание и успешно продолжать работу – у него появилось утомление. У первоклассника нервная система особенно чувствительна. Признаки утомления появляются через 15–20 минут умственной работы, а если ребенок не совсем здоров, то и раньше.
Как можно заметить начало утомления у детей? Если ребенок ерзает на стуле, отвлекается, вскакивает, его внимание привлекают даже незначительные события, происходящие в комнате и вне ее – это первая фаза утомления, или фаза двигательного беспокойства. Выполняя работу в таком состоянии, школьник торопится, допускает много ошибок. Замечания и окрик взрослого не дают положительного результата.
При первых признаках утомления нужна смена вида деятельности. Очень хорошо сделать кратковременный отдых в движении: поиграть с мячом, попрыгать через скакалку, покрутить обруч и т.п. В этом случае будут задействованы другие клетки коры головного мозга, а ранее работавшие отдохнут, и работоспособность ученика восстановится.
Если же ребенку в самом начале развивающегося у него утомления не предоставить кратковременный отдых в движении, начнется вторая фаза утомления – фаза торможения. Ученик становится вялым, у него пропадает интерес к работе, он потягивается, позевывает, делает много ошибок – теперь отдых просто необходим.
Следует знать, что утомление – это естественное следствие напряженной работы, опасаться его не нужно. Если отдых снимает утомление и полностью восстанавливает работоспособность, то утомление безвредно. Если же отдых недостаточен и не полностью снимает утомление, то оно накапливается, и развивается ненормальное, болезненное состояние – переутомление, характеризующееся головной болью, ухудшением памяти, снижением внимания, вялостью, рассеянностью. Именно переутомление у детей ведет к возникновению нарушений осанки и нервным расстройствам. Переутомление, как и любое болезненное состояние, легче предупредить, чем лечить – об этом родители всегда должны помнить.
Лучшим способом предупреждения утомления является соблюдение режима дня. Главной задачей родителей является помочь ребенку правильно распределить свое время, так как в возрасте 7–8 лет дети не могут самостоятельно регулировать свой труд и отдых. Именно от родителей во многом зависит соблюдение распорядка дня во внешкольное время.
В основу построения режима дня входит правильная организация труда, отдыха, сна и питания. В суточном бюджете времени учащихся выделяются следующие основные компоненты: учебные занятия в школе и дома, сон, внешкольные занятия (музыка, искусство, чтение художественной литературы, занятия иностранным языком, просмотр телепередач и т.п.), самообслуживание, выполнение правил личной гигиены, прием пищи, пребывание на свежем воздухе, занятия физкультурой и спортом.
С возрастом меняется соотношение отдельных компонентов режима во времени, характер организации и проведения тех или иных режимных моментов, появляются новые виды деятельности. Рекомендуемая продолжительность различных видов суточной деятельности школьников в зависимости от возраста приведена в таблице.

Продолжительность различных видов суточной деятельности школьников
в зависимости от возраста (в час.)
Возраст, лет Класс Учебные занятия в школе Учебные занятия дома Спорт, игры, прогулки Чтение, занятия в кружках, помощь семье Прием пищи, зарядка, самообслуживание Ночной сон
7 1-й 3–4 1 3,5 2,5 2,5 11– 10,5
8 2-й 4 1–1,5 3,5 2,5 2,5 11–10,5
9 3-й 4 1,5–2 3,5 2,5 2,5 11–10,5
10 4-й 4–5 1,5–2 3,5 2,5 2,5 10,5–10
11 5-й 5–6 2–2,5 3 2,5 2,5 10–9,5
12 6-й 5–6 2–2,5 3 2,5 2,5–2 9,5–9
13 7-й 5–6 2,5–3 2,5 2 2 9,5–9
14 8-й 5–6 3–4 2,5 2 2 9,5–9
15 9-й 5–6 3–4 2,5 2 2 9–8,5
16 10-й 5–6 3–4 2,5 2 2 8,5–8

Какие моменты режима дня школьника требуют внимания взрослых для предупреждения возникновения близорукости и нарушений осанки?
Прежде всего, выполнение домашних заданий. Необходимо создать ребенку благоприятную рабочую обстановку. Под этим подразумевается:
· рабочее место;
· рабочая зона (письменный стол, стул, шкаф, стеллаж и др.) и расположение в ней предметов;
· температура и влажность воздуха в помещении, освещение естественное и искусственное, окружающий звуковой фон.
Рациональное устройство рабочего места для занятий не только поможет сэкономить время, но и обеспечит высокую работоспособность. За основу подготовки рабочего места нужно взять следующие правила:
· на столе не должно быть лишних вещей;
· до занятий нужно подготовить все учебные пособия, которые могут понадобиться;
· книгу, тетрадь и все, с чем работает школьник в настоящий момент, удобнее положить перед собой, посредине;
· вещи, которые могут понадобиться (линейка, карандаш, чистая бумага и др.), нужно положить слева от себя;
· все, с чем работать уже не придется (черновики, тетради с выполненными заданиями и др.), можно складывать в правом углу стола или вообще убрать со стола.
Рабочая зона. Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы ребенку было удобно сидеть: подобрать мебель, подходящую ребенку по росту. Проверить это просто: крышка стола у стоящего ребенка должна быть на 2–3 см выше локтя, сиденье стула – на уровне коленного сустава.
Оптимальная температура воздуха в комнате. 18–20 °С летом и 20–22 °С в зимнее время. Для обеспечения достаточной влажности и чистоты воздуха комнату необходимо проветривать перед выполнением заданий, а затем через каждый час.
Освещение. Естественный свет через окно должен падать слева. Настольную лампу с лампочкой 75 Вт также нужно ставить в левом углу стола.
Звуковой фон. Радио, приемник или телевизор во время выполнения уроков надо выключать (они отвлекают ребенка, снижают его работоспособность и ведут к быстрому утомлению).
Для того чтобы не выходить за рамки рекомендованного времени приготовления домашних заданий, родители должны выработать у школьника умение заниматься в хорошем темпе, и начинать делать это следует с 1-го класса.
Для предупреждения близорукости и нарушения осанки у школьников родителям следует знать еще несколько важных моментов, которые необходимо выполнять при приготовлении домашних заданий.
· Нормальное расстояние от глаз до книги и тетради при правильном положении стола и достаточном его освещении во время чтения и письма считается 30–35 см.
· Неправильная посадка школьников (особенно во время письма) быстро утомляет детей. Они начинают искать опору для головы и туловища, прислоняться грудью к краю стола, принимают позы, затрудняющие дыхание и кровообращение, ведущие к возникновению неправильной осанки. Следует приучать детей писать с небольшим (10–15°) наклоном букв, так как посадка особенно сильно страдает при косом письме.
Нужно помнить, что напряженная умственная работа без отдыха и перерывов не может длиться долго, и, конечно, непродуктивна. Необходимо чередование умственного труда и отдыха. В младших классах через каждые 25–30 минут надо устраивать короткие (на 10 минут), перерывы для отдыха с физкультурой, быстро восстанавливающей работоспособность. Можно использовать любые упражнения для ног, рук, туловища и обязательно гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз
1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.
2. И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, затем повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в и.п. Повторить 4–5 раз.
3. И.п. – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх – вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить – выдох. Повторить 5–6 раз.

Наряду с соблюдением режима дня большое значение для сохранения здоровья школьника имеет правильное физическое воспитание, учитывающее возрастные и функциональные особенности организма ребенка.
Физическая нагрузка тренирует систему кровообращения, увеличивает объем легких, активизирует деятельность печени и почек, улучшает работу желез внутренней секреции, укрепляет опорно-двигательный аппарат, повышает иммунитет. Именно это подтверждает И.М. Сеченов, который писал, что работа мышц есть работа мозга, и этим определяется взаимозависимость мышечной работы и нервной системы.
Ученые, исследовавшие необходимый уровень двигательной активности школьников, определили, что для правильного развития ребенка необходимы следующие формы физического воспитания.
Физическое воспитание в школе:
· урок физкультуры 2 раза в неделю;
· гимнастика перед уроками;
· физкультпауза на уроках;
· организованные подвижные игры на перемене.
Внешкольные формы физического воспитания:
· занятия в спортивных секциях;
· участие в соревнованиях;
· участие в спортивных праздниках.
Физическое воспитание в семье:
· утренняя гимнастика;
· физкультминутки между приготовлением уроков;
· прогулки и игры на воздухе;
· спортивные развлечения (катание на санках, коньках, лыжах);
· экскурсии и походы в выходные дни.

Что должны знать родители об организации питания школьника? Чтобы ребенок был здоров и успешно учился, необходимо правильно (рационально) организовать его питание.
Без полноценного горячего завтрака нельзя отправлять ребенка в школу.
Завтрак должен быть сытным, содержать не менее четвертой части всего дневного рациона ребенка и обязательно состоять из двух блюд: например, каши с сосиской (с мясом, рыбой или котлетой), творога со сметаной или омлета, яичницы; чая или кофе с молоком и бутерброда с маслом и сыром.
Учащиеся, занимающиеся в первую смену, второй раз должны поесть в школе во время большой перемены. Это должен быть горячий завтрак. Если горячих завтраков в школе нет, дайте ребенку с собой бутерброд, мясную котлету, яйцо или сыр (если он не ел их утром).
После школы (обычно в 13–14 часов) дети обедают. Обед должен содержать третью часть всего дневного рациона и состоять из овощного салата, первого горячего жидкого блюда, второго блюда (мясного или рыбного с гарниром) и сладкого.
Дети, занимающиеся во вторую смену, во время большой перемены должны получить полдник, состоящий из тех же продуктов, что и второй завтрак у детей, занимающихся в первую смену. Пообедать же дети должны перед тем, как идти в школу.
На ужин, составляющий четвертую часть дневного рациона, ребенок должен есть горячее, легко перевариваемое блюдо: молочную кашу, творожную или овощную запеканку, молоко или кефир. Мясные и рыбные блюда, а также кофе, какао, крепкий черный чай на ужин не рекомендуются, так как животный белок медленно переваривается и долго задерживается в желудке, а перечисленные напитки действуют возбуждающе на нервную систему ребенка. Ужинать лучше всего за 1,5–2 часа до сна.
Школьнику нужна разнообразная пища, содержащая все необходимые растущему организму вещества: овощи, фрукты, зелень, в которых много витаминов, минеральных веществ, растительного белка, очень важных для развития организма.
В ежедневный рацион ребенка также должно входить не менее 500 мл (в сумме) молока или кисломолочных продуктов (кефир, простокваша, йогурт), творог (50–70 г). Не забывайте о рыбе и рыбных продуктах.

И. Котешева
 
Источник:  журнал "Качество жизни. Профилактика."  № 5  сентябрь-октябрь 2003   www.profilaktika.ru

16.09.2006


Смотрите также:
Аспириновая бронхиальная астма,   Указания по диагностике и лечению гастроэзофагального рефлюкса у младенцев (детей 1 года жизни) и детей старшего возраста,   Диагностика и лечение рефрактерной стенокардии,   Синдром хронической усталости – грипп молодых карьеристов,   Сывороточный и тканевой простатспецифический антиген при различных стадиях онкогенеза предстательной железы человека
Интересные факты:
Семейный секс или пора внести разнообразие
Когда партнеры долгое время живут вместе, привычка сказывается не только в любви, но и в сексе. И многих семейных пар секс становится чем-то вроде «второго ужина», когда, уложив детей спать, они с осторожностью предаются друг другу. Кроме того, сказывается и возраст, отношения достаточно испробованы, нечему удивляться и нечем удивить. А удивляться нужно, просто необходимо порой для сохранения сем
Психологические проблемы, возникающие при отборе и лечении пациентов методом фоторефракционной кератэктомии
О.А. Румянцева Российский государственный медицинский университет, Клиника лазерной хирургии глаза "Сфера"
Грибы на пляже
По данным ВОЗ, каждый пятый житель Земли страдает от грибковыхинфекций, из них каждый второй - от грибковых инфекций ногтей -онихомикозов. Какгрибок распознать, лечить или предупредить заражение, рассказываетглавный врач столичного медицинского центра "Керра",
Этиология, патогенез и клинические проявления констриктивного перикардита
В.А. Липатов Констриктивный перикардит (КП) рассматривается в группе хронических перикардитов как одна из разновидностей адгезивно-фиброзирующего перикардита.
Синдром хронической усталости – грипп молодых карьеристов
Почему то, что раньше давалось легко и незаметно, теперь требует мучительных усилий. Странный недуг поражает в основном людей молодых, образованных, преуспевающих. Причем женщины как натуры более чувствительные болеют в 2 раза чаще мужчин.
Medical Portal © 2007-2017
Не хочу учиться?..