Статистика
 
Rambler's Top100

Медицинская энциклопедия
Медицинский справочник
Главная >> Медицинские статьи >> Педиатрия

Сказки вместо указки

Способность наделять предметы и явления сверхъестественными качествами, искренне верить в одушевленность неживой природы – характерная черта детской психики. Для ребенка значимые предметы и природные явления – живые, то есть существа, наделенные душой и пониманием. Таким ребенок воспринимает мир, познает его особенности, живет в нем.
Через игры ребенок учится и развивается. Игры со сверстниками и взрослыми позволяют приобрести необходимые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Ролевые игры («дочки-матери», «магазин») способствуют усвоению социальных ролей. Игры с самим собой развивают ощущения и внутренний мир ребенка. Но любая игра носит элементы сказочности, где многое зависит от силы воображения. Фантазия и воображение – неотъемлемые составляющие восприятия ребенка.
Начальную информацию об окружающей действительности ребенок получает, взаимодействуя со взрослыми, в частности – родителями. Но сказка приближает ребенка к этому миру наиболее простым и доступным путем.
И в начале третьего тысячелетия справедливы слова Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу урок». Действительно, в каждой сказке есть жизненный урок, сказка иносказательна и метафорична, полна чудес и неожиданностей, а это так близко мироощущению ребенка. Пример тому небывалый успех во всем мире сказки нашего времени – Гарри Поттер. Дружба, преодоление трудностей, учеба, борьба со злом, терпение, отвага, соревнования – все есть в этой замечательной истории, рассказанной детям и взрослым.
Посредством сказки дети быстрее и с большим интересом усваивают нормы, правила, традиции, предостережения, положительный стиль поведения. Например, в Сказке о сестрице Аленушке и братце Иванушке отражены такие воспитательные моменты, как «слушайся старших», «воду из незнакомых водоемов пить нельзя». Сказки «Морозко» и «Крошечка-хаврошечка» указывают на ценность вежливости, доброго отношения к людям, трудолюбия, уважения к старшим.
На протяжении всей жизни мы склонны верить, что добро побеждает зло, а несправедливость будет наказана. Эту надежду мы впитали еще в детстве, когда слушали сказки. Ведь этот принцип является их основным постулатом. Мамы часто защищают своих детей предупреждением типа «не разговаривай с незнакомыми взрослыми», тому же учит ребенка и Сказка о Красной Шапочке.
Если вы можете, попробуйте сочинить для ребенка сказку с той моралью, которую хотите донести до вашего малыша. Расскажите малышу историю, в которой главный герой сначала поступал неправильно и поэтому попадал в опасные ситуации, но позже его спасли, и с тех пор он поступал по-другому. Сами придумайте сказочный персонаж, проведите его через разные ситуации, в том числе последствия нежелательных поступков, когда герою приходится «платить за свои ошибки», а затем покажите, как после преодоления всех трудностей, он был понят и прощен. Мораль и навык, который вы хотите привить ребенку, выберите сами. Главное, чтобы действие сказки происходило в сказочной атмосфере, в волшебной стране, чтобы у ребенка была возможность самому представить происходящее, дофантазировать.
Ну и, конечно же, нельзя использовать сказку для манипуляции или упрека («вот, Золушка делала это, а ты нет», «ну, ты совсем как Иванушка-дурачок» и т.п.): это только ожесточит и настроит ребенка против вас.
Сказка настолько многогранна и универсальна, что профессиональные детские психологи используют ее в своей работе для решения самых разнообразных проблем. Это называется сказкотерапией. Модели, построенные по законам сказки, которые психолог сочиняет для каждого конкретного случая, для каждого ребенка, называются терапевтической метафорой. С помощью терапевтических метафор ребенок может избавиться от страхов, излишней тревоги, учиться контактировать с людьми, развивать творческие способности, приобретать уверенность в себе, даже улучшить память и освободиться от ревности к родителям после рождения второго ребенка.
Предлагаем вам пример сказки. Наверняка молодые родители могут придумать более интересный вариант.

«Властелин колечка»
В одной мягкой кроватке спал ребенок. Было ему не много, не мало лет. С головы до ног был он укутан в пушистое одеяло, только одна маленькая ладошка выглядывала наружу.
Летела мимо фея, которая любит детей. Умилилась фея, и решила подарить малышу маленькое золотое колечко: на какой пальчик колечко наденешь, тому и счастье. А каждый пальчик отвечает за одну сторону жизни. Указательный – за счастье в дружбе, средний пальчик – за отношения с родителями; безымянный – за счастье в семейной жизни, мизинчик – за таланты, а большой пальчик – за власть над людьми.
Но условие одно: нельзя надеть колечко на все пальчики одновременно.
Проснулся ребенок, вспомнил слова феи, сказанные ему во сне, и не поверил. Глядь, из ладошки выпало колечко и покатилось под кровать. Понял тут малыш, что все правда, достал колечко и стал на все пальчики примерять.
Колечко со всех пальчиков соскальзывает, а на большом сидит.
А большой пальчик за власть над другими людьми отвечает.
Ребенок задумался: как бы ему эту власть применить. А тут как раз бабушка будить его пришла.
– Вставай, родненький внучок, я уже оладушек тебе напекла.
– Не пойду, — кричит ребенок, – оладьи невкусные, хочу с клубничным вареньем.
Побежала бабушка за клубничным вареньем.
Тут мама входит.
– Как, ты еще не встал! – я и так уже на работу опаздываю.
А ребенок ей в ответ:
– В садик я не пойду, хочу много-много игрушек. И все тут.
Побежала мама деньги на игрушки зарабатывать. Да еще папу с собой прихватила.
Вот так целый день: бабушка за вареньем, папа с мамой за игрушками, но ничем угодить ребенку не могут. С ног сбились, устали, повалились спать.
Наигрался ребенок с игрушками, захотел есть, спать, сказку на ночь. Стал будить родителей, а они спят, как убитые, не слышат.
Пришлось ему поесть холодные оладушки, хоть и с клубничным вареньем, и спать лечь. На следующий день все повторилось.
Стало ребенку грустно, снял он колечко и надел на средний пальчик.
А вы ведь помните, что средний пальчик за отношения с родителями отвечает.
И вот опять родители ему сказки на ночь читают, сладкими пирогами угощают, в парк на аттракционы кататься водят. Хорошо и привольно.
Но время шло, старились родители, бабушка. А ребенок, знай себе, на среднем пальчике колечко носит: вырастать не хочет. Друзья по детсаду все уже выросли и играть с ним не хотят. Скучно ему стало и грустно, и колечко средний пальчик давит. Вот и надел его ребенок на указательный пальчик.
А указательный пальчик за счастье в дружбе отвечает.
Оделся он, в школу пошел. Друзей там видимо-невидимо. Ребенок наш умный был, школьную программу быстро догнал и обогнал.
Учится, учится, одну школу закончит – в другую пойдет. И все-то у него спорится, все-то у него ладится. Родители не нарадуются, и друзья есть. Выросли одноклассники, разъехались, стали семьи заводить. Посмотрел на это ребенок и решил тоже семью завести. Вспомнил слова феи. Вот и надел колечко на безымянный пальчик.
А безымянный пальчик за счастье в семейной жизни отвечает.
Появилась в доме помощница. И хорошая, и пригожая. И шьет, как Марья Искусница, и умна, как Василиса Премудрая.
Все хорошо, да только радости в жизни нет. Хочется ему еще чего-то, а чего и сам не поймет. Делами, заботами жена занимается, детишек родители нянчат, друзья на праздники приходят. А ему что? Знай сиди себе, да в окошко смотри. Видит он, что жизнь его лучше, чем у других. Только у тех в душе птицы песни поют, а у него – кошки скребут: мол, не свое ты место занял.
Бросил он тогда волшебное колечко под кровать. И потекла у него жизнь как у всех: с заботами и тревогами.
Вырос ребенок, уважаемым профессором стал, книжку очень умную написал.
Захотелось ему старые бабушкины сказки почитать. Потянулся он к полке за сказками, да и нашел там колечко феи. Подумал, да и надел его на мизинчик.
А вы ведь помните, что мизинчик за таланты отвечает.
И вот стал он талантливым сказочником. Сам сочиняет, сам рисует, да еще музыку сочиняет. Вот так.
Только не подумайте, что историю про колечко от феи он тоже придумал. А не верите, так посмотрите сами на его мизинчик.


О. Горбушина
 
Источник:  журнал "Качество жизни. Профилактика."  № 3 май-июнь 2002    www.profilaktika.ru

22.02.2007


Смотрите также:
Догоспитальная диагностика пневмонии. Алгоритм диагностического поиска. Методы диагностики. Показания к госпитализации,   Эффективность применения метода региональной лимфатической терапии в комплексном лечении плече-лопаточного периартроза,   Клинические аспекты увеличения щитовидной железы у детей,   Роль ингибиторов ГМГ-КоА редуктазы (статинов) в лечении и профилактике атеросклероза,   Пять секретов большого члена
Интересные факты:
Отображение цифрового рентгенологического снимка на экране компьютера: проблемы и пути их решения
А.Н. Гуржиев, С.Н. Гуржиев, А.В. Кострицкий   В течение последних нескольких лет цифровая рентгеновская техника стала широко применяться для получения медицинских диагностических изображений во всех развитых странах. И в России за последнее время доля, приходящаяся на цифровую технику в общем парке аппаратов, имеющихся в распоряжении отделений лучевой диагностики и флюорографиче
Опыт использования семянотерапии в тренировочном процессе
Коновалова Н.Г., Архипова О.М., Рябцев И.В. Кафедра лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии Новокузнецкого ГИДУВа, г. Новокузнецк, Россия
Элидел - современная альтернатива наружным кортикостероидам в терапии атопического дерматита
Профессор Б.А. Шамов КГМУ, Казань Актуальность эффективного лечения аллергических заболеваний кожи обусловлена их повсеместной распространенностью, которая за последние десятилетия постоянно растет во всех странах. Атопический дерматит (АтД) занимает среди них первое место.
Форсирование диуреза
Процедура заключается в сочета-нии обильного питья (один - полтора литра на прием) и одновременного приема мочегонных средств быстрого дей-ствия - от одной до трех таблеток фуросемида (лазикса) на прием. Применение форсированного диуреза эффек-тивно при достижении объема мочеотделения до одного литра мочи в час, так как приводит к повышенному и ускоренному выведению токсических продуктов из орга-
Социально-психологическая сущность благотворительности
Коноков Андрей Витальевич, Г. Ессетуки, [email protected] Студент факультета психологии ПФ РГСУ,
Medical Portal © 2007-2017
Сказки вместо указки