Статистика
 
Rambler's Top100

Медицинская энциклопедия
Медицинский справочник
Главная >> Медицинские статьи >> Акушерство, беременность и роды

Психология младенца или что нужно знать бущей маме?

Поэтому целесообразно начать разговор об особенностях психологии младенца с момента образования пупочного канатика, когда мать и ее будущее дитя становятся единым организмом.

На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, в результате законченной дифференцировки органов, превращается в зародыш мужского или женского пола. Тревоги и опасения матери по поводу пола ее будущего ребенка, желание иметь ребенка строго определенного пола по хорошо налаженному каналу гормональной связи передаются в формирующийся мозг плода и на всю жизнь оставляют в нем следы, способные стать источником серьезных психологических проблем ребенка в будущем.

С третьего до начала седьмого месяца беременности происходит развитие функций и систем, которые позволяют плоду выжить к моменту рождения. В этот период плод наиболее уязвим для вредных влияний: инфекционные заболевания матери, прием сильнодействующих лекарств, алкоголя, стрессовые ситуации, нежеланность ребенка - все это предвестники будущих психических и психологических проблем малыша.

К началу седьмого месяца плод приобретает способность к выживанию в воздушной среде - с этого момента его нередко называют уже ребенком. К этому моменту ребенок, находящийся внутри материнского организма, уже слышит все, что происходит за его пределами. Если у матери на чей-то голос выделяется гормон беспокойства (адреналин), учащается сердцебиение, то есть, появляются гормональные и физиологические признаки страха, все это вместе с ней испытывает и плод. Тревога и страх матери, передавшись младенцу, формируют у еще не появившегося на свет ребенка страх перед тем миром, в который ему придется выйти. И наоборот, спокойствие и уверенность матери в себе, общение с любящими родственниками и друзьями, обращающими к будущему члену семьи теплые и ласковые слова, вызывают у еще не родившегося ребенка ощущение безопасности того мира, который скоро станет для него родным.

До сих пор не существует однозначного ответа на вопрос, какие механизмы "запускают" процесс родов. Но то, в какие сроки, в какой форме произойдут роды, какими они будут по скорости и т.д., имеет большое значение для будущего психического развития человека. Но это - тема отдельного разговора.

Итак, ребенок появился на свет! В его мозге уже содержится большое количество информации о мире, в который он попал. У него имеются достаточно зрелые и эффективные органы чувств.

Новорожденный с первых часов способен распознавать отчетливые звуки различной интенсивности. Он даже способен отличить голос матери от других голосов, произносящих его имя. Ко второму месяцу жизни ребенок улыбается, когда слышит голос матери или других значимых взрослых. Развивалась эта способность еще в период внутриутробной жизни: известно, что слух, так же, как и зрение, функционируют уже у семимесячного плода. До трех-шести месяцев слух новорожденного недифференцированно воспринимает звуки различных языков. К концу этого периода ребенок начинает различать звуки родного языка, то есть того языка, на котором к нему обращается значимый для него человек (обычно это мама). Но на каком бы языке ни были произнесены слова, какой бы смысл они в себе ни заключали, для нормального психического развития младенца самое важное - это интонация любви и эмоционального принятия взрослыми существа, который воспринимает себя через общение с ними.

С четырехмесячного возраста ребенок способен различать цвета: синий (голубой), зеленый, желтый и красный. Ребенок, чьи потребности хорошо удовлетворяются, отдает предпочтение синему и красному цветам. Предпочтение желтого и отказ от синего - это сигнал о том, что какая-то жизненно важная потребность младенца остается неудовлетворенной.

До сих пор открытым остается вопрос о вкусовых предпочтениях младенца. Некоторые исследователи считают, что эта способность врожденная, и ребенок может самостоятельно выбирать ту еду, которая соответствует потребностям его организма. Другая точка зрения - вкус к еде формируется в результате воспитания: какой пищей ребенка кормят с детства, к той он и привыкает. Однако огромное количество проблем с кормлением детей не позволяет согласиться с последним утверждением.

Остановимся поподробнее на наиболее важном моменте в развитии младенца - способе его кормления матерью.

Уже на третий день жизни новорожденный может узнавать мать по запаху ее шеи и груди. На четвертый день кормления младенец, имевший с матерью положительную эмоциональную связь в течение беременности (положительное эмоциональное принятие беременности, желанность ребенка, отсутствие тревог по поводу его половой принадлежности), проявляет врожденную способность к узнаванию лица матери. На радостное выражение лица матери младенец отзывается физиологической реакцией радости.

Способ кормления является важнейшим моментом в понимании ребенком, как к нему относится мать и сможет ли она в нужный момент оказаться рядом, накормить, поддержать, защитить.

Однако мама может кормить ребенка с недоступной для его понимания частотой, определяемой ее собственными желаниями и тревогами, а не по мере возникновения у малыша потребности в еде. Некоторые матери тщательно соблюдают кормление по часам, выжидая минуты до положенного срока, в то время как голодный младенец криком призывает единственный известный ему источник пищи, тепла и ласки.

Если мать дает столько еды, сколько нужно младенцу, когда у ребенка возникает потребность в этом, если она понимает, что, кроме еды и одежды, у малыша существует врожденная потребность в эмоционально окрашенном общении с ней, и удовлетворяет эту потребность, то у младенца формируется ощущение безопасности и чувство доверия к окружающему миру.

Таким образом, первый год жизни ребенка является критическим периодом для принятия или непринятия им окружающего мира. Если малыш попадает в ситуацию, когда на его зов о помощи отсутствует реакция, или, наоборот, независимо от желаний младенца, мать навязывает ему свое собственное понимание пути его развития, то формируется защитная или агрессивная реакция по отношению к ситуациям, когда потребности ребенка не удовлетворяются в адекватной форме.

Дорогие мамы! Оставив позади двери роддома, помните, что вашему младенцу, в первую очередь, сейчас нужны заботливый уход, тепло, понимание и любовь.

Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас.

источник: Журнал "7я" Элла Прокофьева, детский психолог.



источник: МЕД+инфо на сайте: www.medinfo.ru
06.04.2007


Смотрите также:
Алкоголизм: ведение тяжелых больных,   Феномен центробежных и центростремительных меридианов и «биологический резонанс»,   Компьютер как ступень эволюции аптеки ,   Особенности течения язвенной болезни в пожилом возрасте,   Кровное питание, или Жареные кузнечики с текилой
Интересные факты:
Кровотечения: экстренные меры
Кровь обладает важным защитным свойством – способностью к свертыванию, благодаря чему происходит спонтанная остановка любого небольшого кровотечения. Сгусток свернувшейся крови закупоривает возникшее при травме отверстие сосуда. При снижении свертывающей способности свертывание замедляется, возникает повышенная кровоточивость. Такие люди могут терять значительное количество крови даже при кровоте
Контрацепция и бесплодие
Женщины, которые хотят на время отложить беременность, часто принимаюторальные контрацептивы. Но нередко оказывается, что после окончанияприема таблеток они не могут быстро и легко зачать ребенка. Почему?
В краю вечного лета…
Природная барокамера на Святой земле – это и есть регион Мертвого моря, которое благодаря уникальным природным условиям с древних времен было известно своими целебными свойствами, возвращающими молодость, красоту и здоровье. Первые лечебницы, известные чудесным исцелением людей, основали еще римляне. Уже более 10 лет в самом центре международного курота Эйн Бокек принимает пациентов со в
Аффективные расстройства после овариоэктомии: психосоматические и терапевтические аспекты
В. И. Кулаков, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, В. П. Сметник, доктор медицинских наук, профессор, В. Н. Краснов, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, С. В. Юренева, кандидат медицинских наук, Г. Я. Каменецкая, И. А. Рыжова, Т. В. Довженко, Е. Ю. Майчук
Катетеризация мочевого пузыря
Катетеры де-лятся по номерам и представляют собой резиновую труб-ку длиной 25-30 см диаметром до 10 мм. Перед проце-дурой дезинфицируют руки, кипятят катетеры, девочек подмывают. Ребенка укладывают на стол. У девочек (рис. 53 а) левой рукой раздвигают половые губы, правой рукой сверху вниз протирают ватой, смоченной в растворе фурацилина, наружные половые органы и отверстие мочеиспускательного ка
Medical Portal © 2007-2017
Психология младенца или что нужно знать бущей маме?