Статистика
 
Rambler's Top100

Медицинская энциклопедия
Медицинский справочник
Главная >> Медицинские статьи >> Гастроэнтерология

Витаминная передозировка

Вместо одной витаминной таблетки в день правильнее пить по три. Почему?
Отвечает профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедройклинической фармакологии Воронежской государственной медицинскойакадемии, один из авторов книги «Витамины и микроэлементы в клиническойфармакологии» Юрий Николаевич Чернов.
– Недавно в печати появились сообщения, что для профилактикиболезней сердца витамины бесполезны. Это действительно так?
– Это сложный вопрос. Да, в прошлом году в зарубежной медицинскойпечати была опубликована достаточно сенсационная информация. Врачиразных стран обследовали тысячи пациентов, принимавших витамины С, Е ибета-каротин. Оказалось, что прием витаминов-антиоксидантов совершенноне влияет на смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и рака.Однако в этом исследовании участвовали люди, которые уже до началалечения витаминами страдали тяжелыми заболеваниями сердечно-сосудистойсистемы. Данные других исследователей говорят, что при низкомсодержании основных витаминов и микроэлементов проблемы с сердцемвозникают чаще. Поэтому для профилактики сердечных недугов приниматьвитамины и микроэлементы все-таки нужно.
– Обязательно ли приниматьполивитаминные комплексы? Ведь если хорошо сбалансировать ежедневныйрацион человека, то он получит достаточное количество витаминов.
– К сожалению, сегодня без дополнительного приема поливитаминовобойтись очень сложно. Вот цифры лаборатории витаминов и минеральныхвеществ Института питания РАМН. Нехватка витамина С выявляется у70–100% людей. У 40–80% недостаточна обеспеченность витаминами группы Ви каротином. Более чем у половины российских беременных женщин естьдефицит фолиевой кислоты и витамина В6. Почему же так происходит? Втечение последних десятилетий в результате развития цивилизацииэнерготраты человека уменьшились вдвое. Во столько же должно снизитьсяпотребление пищи. Иначе неизбежны переедание, избыточный вес, ожирение.А это прямой путь к сахарному диабету, гипертонической болезни,атеросклерозу и другим недугам ХХI века. Но за нынешнее уменьшениеобщего количества пищи и ее калорийности нам приходится«расплачиваться» витаминной недостаточностью. Даже самый правильнопостроенный рацион, рассчитанный на 2500 килокалорий в день, дефицитенпо большинству витаминов почти на треть.К тому же наша еда утратила прежнее разнообразие. Мы покупаем многовысококалорийной, легкоусвояемой, удобной в использовании, но беднойвитаминами и минеральными веществами пищи. В последние годы мы сталиупотреблять больше продуктов, подвергнутых консервированию, интенсивнойобработке и длительному хранению. Все это неизбежно ведет ксущественной потере витаминов. Кстати, в России ситуация с витаминнойнедостаточностью гораздо серьезней, чем, к примеру, в Западной Европе иАзии. У нас отсутствует полезная привычка к ежедневному употреблениюзелени, фруктов, орехов и морепродуктов.
– Есть мнение, что чем больше принимать витаминов, тем лучше. Все равноизлишек выведется организмом. Так ли это?
– Нет, это довольно распространенное заблуждение. Витамины A, D, E и Кобладают способностью накапливаться в организме. Их длительноеупотребление в повышенных дозах может привести к побочным эффектам.Избыток витамина D опасен для костной и нервной системы, «перебор»витамина Е может вызвать изменения в иммунной системе.Длительное употребление витамина А в высоких дозах может вызватьсонливость, упадок сил, увеличение печени, нарушение свертывания крови,способствует развитию остеопороза. Особенно опасны большие дозывитамина А для беременных, так как могут вызвать нарушения развитияплода. Последние международные рекомендации по дозировке витамина А дляженщин составляют 2500 – 2667 МЕ в сутки. Поливитамины, в которых этадозировка не превышена, можно пересчитать по пальцам. Это «Алвитил»,«Джунгли», «Ипкавит», «Макровит» и ряд поливитаминов для детей.А большинство разновидностей популярных поливитаминов: «Витрум»,«Центрум», «Юникап», «Дуовит» – содержат витамин А в удвоенной дозе.Это, конечно, не значит, что эти препараты нужно запретить и немедленноизъять из продажи. Такое превышение дозировки не опасно. Но только еслиподобные поливитаминные комплексы принимать курсами от 2 недель до 1,5месяца. Затем необходимо сделать перерыв не менее чем на 1 – 1,5месяца. А вот если пить поливитамины с повышенной дозой витамина Апостоянно, то организму можно нанести вред.К тому же существуют лечебные поливитаминные комплексы. Так, впрепарате «Аевит» доза витамина А в 40 раз выше суточной, вполивитаминах «Виташарм» – в 8 раз, а в комплексе «Триовит» – в 6 раз.Поэтому эти средства нужно принимать только по назначению врача и подстрогим его контролем.Передозировка остальных витаминов менее опасна. Их избытокдействительно выводится из организма. Но, тем не менее, и они могутвызвать осложнения. К примеру, передозировка фолиевой кислоты приводитк раздражению кожи.Распространенной ошибкой является бесконтрольный прием аскорбиновойкислоты по 1 г. При длительном применении больших доз витамина Свозможно появление беспокойства, чувства жара, бессонницы,неблагоприятное действие на почки и клетки поджелудочной железы,выделяющие инсулин. Высокие дозы аскорбиновой кислоты приводят кувеличению потерь из организма витаминов В12, В6 и В2. Большие дозывитамина С категорически запрещены у больных с катарактой, диабетом,тромбофлебитом и при беременности.Недавно ВОЗ приняла новые нормативы по суточной дозе аскорбиновойкислоты. Допустимая доза витамина С –2,5 мг/кг массы тела в сутки,предельно допустимая – 7,5 мг/кг. То есть женщине весом около 65 кгнельзя принимать больше 0,5 г витамина С.А ведь еще несколько лет назад широко рекламировался прием 1 гаскорбиновой кислоты для профилактики и лечения простуды! Сейчас этотметод считается потенциально опасным для здоровья.
– Имеют ли преимущество комплексы витаминов с минералами?

–Усвоение витаминов и минералов и их участие в обмене веществвзаимосвязаны. Но десятки различных ингредиентов могут влиять друг надруга. Сегодня известны следующие факты.
Отрицательные:
l кальций снижает усвоение железа;
l кальций и железо уменьшают усвоение марганца;
l цинк уменьшает усвоение меди;
l цинк конкурирует за усвоение с железом и кальцием;
l повышенный уровень витамина С способен вызвать дефицит меди.
Положительные:
l витамин В6 увеличивает усвоение магния;
l витамин D улучшает обмен кальция и фосфора;
l витамин С улучшает усвоение хрома и железа;
l медь улучшает усвоение и увеличивает пользу, приносимую железом.

Игорь ЩЕДРОВ  

24.02.2007


Смотрите также:
Диагностика и лечение острого холецистита,   Сильвинитовая пещера (соляная комната).,   Вич-инфекция и поражения желудочно-кишечного тракта,   Антибактериальный препарат Спарфло в лечении воспалительных заболеваний ЛОР-органов,   Тайны гипноза.
Интересные факты:
Голодание
Голодание - самый лучший и самый быстрый способ избавиться от жировой прослойки. Я сама его довольно часто практиковала. Но есть недостаток. Если начать голодовку без определенной подготовки можно просто потерять мышечную массу, и нанести ущерб внутренним органам. Метод голодания имеет два недостатка, о первом я уже говорила. Второй - скорость, с которой вес приходит к своему первоначальному знач
Принцип синергизма при реабилитации параличей верхней конечности
Профессор, д.м.н. К.Б. Петров, врач ЛФК Д.М. Иванчин Новокузнецкий ГИДУВ, Федеральный научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. г. Новокузнецк. Россия
Новый год: Что подать на новогодний стол в год Собаки?
Наступающий год - год Огненной Собаки. Несмотря на то, что по восточному календарю этот год наступит только 29 января 2006, в нашей стране стало традицией накрывать праздничный новогодний стол так, чтобы угодить животному - символу наступающего года.
Отдаленные результаты хирургического лечения септальных врожденных пороков сердца у детей
Чернова О.В. Клинический интерн кафедры педиатрии ФПК и ППС Северного государственного медицинского университета, г. Архангельск.
Азитромицин в лечении инфекций нижних дыхательных путей. Позиции сохраняются
Профессор Л.И. Дворецкий ММА имени И.М. Сеченова Более чем 20–летний опыт применения в клинической практике азитромицина свидетельствует о его поистине всемирном признании. За это время препарат прекрасно зарекомендовал себя в лечении различных инфекционных заболеваний, и прежде всего бронхолегочных инфекций.
Medical Portal © 2007-2017
Витаминная передозировка