Статистика
 
Rambler's Top100

Медицинская энциклопедия
Медицинский справочник
Главная >> Медицинские статьи >> Альтернативная медицина

Реклама БАД: пора ломать стереотипы

Недобросовестная деловая практика на рынке БАД — одна из серьезных проблем как для потребителей, так и для производителей фармацевтической продукции. Чтобы решить ее, необходимы усилия всех заинтересованных сторон. Летом 2004 г. представители российского фармбизнеса сделали первые шаги в этом направлении — для разработки единой стратегии создана инициативная группа. Сегодня на наши вопросы отвечает один из ее участников — генеральный директор ЗАО “Партнер” Игорь Измайлович ВАЙНШТОК.
— Что сегодня кажется особенно тревожным на рынке БАД?
— Массированное, даже агрессивное продвижение БАД связано, прежде всего, с их недобросовестной рекламой. В сознании потребителя практически стерта грань между БАД и ЛС: им обещают терапевтическое действие добавки, подобное действию лекарственного препарата. Все мы постоянные свидетели того, как в ходе рекламной кампании потребителям БАД сулят фантастические результаты, которые, по сути, не подтверждены никакими исследованиями — то есть прямого обмана потребителей. Их часто вводят в заблуждение и о механизмах действия добавки. Например, говорят “лечит”, когда в реальности только обезболивает. Не менее часто замалчивается или попросту отсутствует информация о противопоказаниях. В результате без дополнительной консультации врача создается ложное впечатление о том, что добавка может заменить ЛС. Результат — опасность несвоевременного лечения, прогресса болезни, осложнений. С моей точки зрения, самое отвратительное — когда добавку рекламируют как универсальное средство: для лечения онкозаболеваний, решения проблем со зрением — т.е. в ситуациях, когда больной и его близкие готовы ухватиться за любую соломинку...
Еще один очень распространенный прием — производители переносят на БАД свойства полезных, проверенных временем натуральных компонентов, используемых в гомеопатии, диетологии. В реальности действие БАД не идентично действию компонента. С другой стороны, и растительные компоненты могут иметь побочные и нежелательные действия, о которых также умалчивается. Если даже недобросовестная реклама делается с оглядкой на закон, то, вступая в непосредственный контакт с распространителем БАД (по телефону, в пунктах продаж) и рекламно-информационными материалами (в т.ч. вкладышами-инструкциями), потребитель часто подвергается всяческим манипуляциям и откровенно циничному обману.
Добавьте сюда свободные правила оборота БАД, участие врачей и провизоров в их реализации, многочисленные нарушения условий производства, хранения...
— Но это — этическая сторона вопроса. Чем такая ситуация опасна для участников фармацевтического бизнеса?
— Производители БАД, недобросовестно продвигая свой товар, составляют конкуренцию другим участникам фармрынка, оттягивая на себя часть потребительской аудитории ЛС. Согласитесь, цивилизованный бизнес должен быть честным — иначе у него нет перспектив развития. Получается, что деньги, бесполезно потраченные потребителями на БАД, – это сокращение доходов медицинских учреждений, аптек, производителей ЛС и производителей БАД, ведущих добросовестную деловую практику.
— Именно поэтому среди представителей фармбизнеса сформировалась инициативная группа?
— Да. Мы создали группу и разработали проект программы противодействия недобросовестному распространению БАД.
— Что будет включать эта программа?
— Начнем с того, что существующая законодательная база, регулирующая сегодня порядок продвижения БАД, хоть и оставляет желать лучшего, но вполне достаточна, чтобы переломить ситуацию. При одном условии: эти законы должны работать. Еще Салтыков-Щедрин когда-то заметил, что “суровость российских законов смягчается необязательностью их выполнения”. Есть законодательные нормы, которые разделяют БАД и ЛС. Есть Закон “О СМИ”, Закон “О рекламе”, есть еще целый ряд законов, регулирующих вопросы недобросовестной конкуренции. Есть, наконец, уголовное законодательство, рассматривающее вопросы, связанные с мошенничеством. И проблема состоит в том, что нужно просто создать механизм, который позволит выполнить закон. К сожалению, государственные органы — исполнительная власть, милиция, прокуратура и т.д. — не всегда в состоянии это сделать. Но именно в этом случае мы можем им помочь. Уже достигнуто понимание по вопросу с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, с органами госсанэпиднадзора. И мы всегда открыты для всех коллег, которые захотят присоединиться к нашей инициативе.
Программа будет включать алгоритм, позволяющий выявить и привлечь к ответственности производителей, которые недобросовестно продвигающих БАД. Мы считаем, что начинать нужно хотя бы с выборочного мониторинга рекламы, выявляя самые вопиющие случаи нарушения закона. Причем делать это при поддержке опытных в данной сфере юристов, которые смогут доказать причастность к факту именно производителей, а не подставных фирм-однодневок. Подготовленные материалы будут поступать в суд и предаваться огласке. Думается, что уже первые процессы смогут остудить накал страстей.
— Когда программа вступит в действие?
— Сейчас завершается этап доработки и продолжается поиск средств на ее реализацию. И если остальные участники фармрынка нас поддержат, то много времени не потребуется. Ведь это наш рынок, и навести порядок на нем мы должны вместе.
Интервью вел Д. Крылов
Статья опубликована в журналеФармацевтический вестник

02.02.2005


Смотрите также:
Берегите вены смолоду,   О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта,   Здоровье и физические нагрузки,   Грибковые суперинфекции в онкологии,   Коварная железа
Интересные факты:
Аромамагия
Читая биографии великих женщин, всегда можно найти упоминание об их любимых ароматах, будь то популярные духи или выпущенный лимитированной партией ярко - жёлтый римейк Москвы, увековеченный в хрустале с золотыми инициалами. Или речь идет о действительно эксклюзивном аромате, созданном в единичном экземпляре по формуле, секретность которой оберегается пуще химико-бактериологического оруж
Сравнительная характеристика кислотоподавляющих препаратов путем проведения фармакологических проб при интергастральной суточной рН-метрии
Г. Ч. Махакова, кандидат медицинских наук, Д. Т. Дичева, кандидат медицинских наук, Т. А. Одинцова, Л. Л. Сигаловская, Т. А. Гембицкая
Место блокаторов ангиотензина II в терапии артериальной гипертонии
Д. В. Небиеридзе Доктор медицинских наук Практическому врачу необходимо помнить о том, что пока нет убедительных данных, свидетельствующих о преимуществе одного класса антигипертензивных препаратов над другими. Все они в равной степени эффективны в плане снижения АД. Каждый класс имеет свою определенную нишу применения.
Проблемы, не решаемые доктриной Монро-Келии и концепцией вторичных повреждений при заболеваниях и повреждениях головного мозга
Царенко С.В. НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского, Москва. Несмотря на высокую эффективность использования обеих концепций они не могут полностью решить все аспекты лечения заболеваний и повреждений головного мозга. Даже предупреждая вторичную ишемию мозга и компенсируя угрожающую жизни дислокацию, врач не может полностью рассчитывать на положительный исход лечения. Как уже указ
Простое мыло лучше!
Любое мыло содержит щёлочь, нарушающую верхний загрубевший слой кожи, позволяя, таким образом, воде проникать в глубокие слои кожи и точно также выходить из них наружу. Нормальная здоровая кожа быстро обновляет этот слой кожи, но регулярное использование мыла ослабляет и замедляет этот процесс, что в свою очередь приводит к сухости и вялости кожи. Ароматизированное мыло приятно в употреблении, но
Medical Portal © 2007-2017
Реклама БАД: пора ломать стереотипы